Сделать заброшенный шахтерский район в Аппалачах на востоке штата Кентукки одним из мировых художественных центров — такова смелая миссия Somewhere Appalachia («Где-то в Аппалачах»), проекта под руководством Брука Смита, предпринимателя, филантропа и коллекционера современного искусства из Луисвилла.
Проработав 25 лет в страховой сфере, уроженец Кентукки продал свой бизнес в 2014 году. Он специализировался на предоставлении страховых поручительств по таким направлениям, как добыча угля, и стал свидетелем наступления здесь трудных времен, связанных с упадком промышленности в Аппалачах. Идея создания Somewhere Appalachia возникла, когда в 2016 году Смит увидел огромную скульптуру Берлинде де Брёйкере под названием Cripplewood в нью-йоркской галерее Hauser & Wirth. Работа длиной более 27 м, которая создавалась для бельгийского павильона на Венецианской биеннале 2013 года, изображает вырванное с корнем дерево и напоминает раненое тело, истекающее кровью и перевязанное лоскутами рваной ткани. «Cripplewood — это про красоту, вызов, исцеление и преображение — все то, что я вижу в нашем регионе», — говорит Брук Смит.
Для начала пришлось уговаривать де Брёйкере продать ее самую крупную и выдающуюся работу (художница надеялась, что она достанется какому-нибудь музею). Меценат пригласил ее в Аппалачи — Берлинде де Брёйкере, жительница бельгийского Гента, призналась, что прежде ничего не слышала об этом регионе. Она встретилась там со студентами, педагогами и художниками, познакомилась с коллекциями местной керамики и народного искусства. Художница загорелась идеей Смита сделать Cripplewood центральной точкой, вокруг которой можно создавать сады, парки скульптур и прочие культурные пространства. В итоге в 2018 году коллекционер приобрел скульптуру примерно за €1 млн.
Сейчас художница мечтает установить эту работу, частично вдохновленную образом пронзенного стрелами святого Себастьяна, прямо на склоне холма, вписав ее в пейзаж, который сильно изменила добыча полезных ископаемых. Представители Somewhere Appalachia бросили клич среди студентов факультета архитектуры Университета Кентукки, призвав их присылать свои проекты планировки. Нужно придумать павильон, где разместится скульптура Cripplewood, а также информационный центр, выставочные пространства, лекторий, гостиницу и апартаменты для художников-резидентов. Предполагалось, что студенты представят свои проекты на Венецианской архитектурной биеннале, которая должна была состояться в этом году, но теперь отложена до 2021 года.
Сейчас с небольшой командой, включающей Пенни Пивлер, бывшего руководителя Исторического музея Фрейзера в Луисвилле, Смит рассматривает несколько потенциальных площадок. Филантроп подсчитал, что в течение ближайших полутора лет, в дополнение к другим источникам финансирования, может лично вложить в проект около $2 млн, необходимых, чтобы открыться в конце 2021 или в начале 2022 года. Он ориентируется на похожие выстрелившие проекты: Eden в английском Корнуолле, парк Landschafts в немецком Дуйсбурге-Мейдерихе и фонд Chinati в техасском городе Марфа, — все они превратили отдаленные, непопулярные места в крупные культурные центры, сработал «эффект Бильбао». «Я бы не стал тратить ни доллара из своего фонда, если бы не чувствовал, что усилия воздадутся сторицей, — говорит Смит. — Я хочу посвятить этому всю свою оставшуюся жизнь».