18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Великом Новгороде нашли фрагмент церкви XIV века

Церковь Иоанна Крестителя часто упоминается в летописях, но считалась полностью утраченной

В историческом центре Великого Новгорода археологи обнаружили фрагмент древней улицы и часть стены каменной церкви Иоанна Крестителя, построенной в XIV веке.

«Нам удалось одним небольшим шурфом попасть на ту часть восточной стены, к которой примыкает выступающее полукружие апсиды. Особенности строительного раствора, размер кирпича и техника строительства не оставляют сомнения, что перед нами остатки строения XIV века. Возможно, раскопками будущего года получится открыть северо-западный угол и часть апсиды церкви Иоанна Крестителя», — цитирует пресс-служба заместителя директора Института археологии РАН Петра Гайдукова.

Открытие совершено совместной экспедицией Института археологии РАН, Новгородского государственного музея-заповедника, а также Новгородского университета имени Ярослава Мудрого. Оно произошло во время проведения археологической разведки на территории будущего историко-археологического квартала, который создается по инициативе РАН и музея-заповедника. Для этого городские власти передадут музею-заповеднику участок площадью 3,8 тыс. кв. м по Михайловой улице.

Церковь Иоанна Крестителя (или Иоанна Предтечи) многократно упоминается в новгородских летописях. Известно, что в XII–XIII веках она была деревянной, а в 1359 году боярин Лазута поставил церковь каменную. Здание простояло до церковных реформ Екатерины II, когда церковь лишилась государственной поддержки и была закрыта. Постепенно она ветшала, разрушалась и, видимо, к концу XVIII века была разобрана. На ее месте построили новый квартал.

«Находка поможет в поисках Немецкого двора — средневекового официального представительства ганзейских купцов, точное местонахождение строений которого на сегодняшний день не известно», — отмечают в Институте археологии РАН. Дело в том, что, по летописям, рядом с этим храмом была церковь Святого Петра, на территории Немецкого двора. «Обе церкви стояли очень близко. Поэтому обнаружение церкви Иоанна Крестителя поможет понять, где находились строения Немецкого двора. Также близость этих церквей подтверждается немецкими документами», — отметил руководитель Новгородского архитектурно-археологического отряда ИА РАН Владимир Седов.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+