18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Богородицк: эффект Версаля и скелеты в шкафу

Завершилась реконструкция исторического центра Богородицка. Вместе с находящимся там дворцом-музеем и парком XVIII века город стал жемчужиной на туристических маршрутах по Тульской области

Эффект Версаля

Богородицк — небольшой городок на 30 тыс. жителей в 240 км на юг от Москвы. Треть его центра занимает графский дворец, ныне музей, с заложенным еще в XVIII веке и сохранившимся до наших дней первым в России пейзажным парком. Имение отделено от города прудом, точнее, запруженной рекой Упертой. Стоя на втором этаже дворца, можно видеть в окно вначале парк, идущий вниз, затем гладь воды, а потом веером расходящиеся пять главных улиц города. Чтобы добиться такого эффекта — водного партера и земли, вздымающейся к небесам, — в Версале, например, во времена Людовика XIV гениальный архитектор Андре Ленотр провел земляные работы, по стоимости равные годовому бюджету Франции. Городу Богородицку сей природный ландшафт достался бесплатно, а архитектор и, как сказали бы сейчас, парковый дизайнер, создававшие имение, его увидели и обыграли.

Они оба были людьми выдающимися. Иван Старов (1745–1808) позже прославился как автор Таврического дворца в Санкт-Петербурге. А философ, агроном и лесовод Андрей Болотов, среди прочего, научил Россию употреблять в пищу картофель и помидоры (его музей-усадьба «Дворяниново» находится в другой части Тульской области). Имение они строили по заказу Екатерины II в 1770-е годы. Предназначалось оно незаконнорожденному сыну императрицы Алексею Бобринскому (1762–1813).


Скелеты в шкафу

Сегодня, по прошествии 250 лет, история рождения этого мальчика, в будущем графа, вызывает оторопь: 32-летняя Екатерина закрутила роман с 27-летним капитаном Григорием Орловым в 1761 году, в сложный период своей жизни. Умерла ее свекровь и покровительница императрица Елизавета Петровна; мужа, императора Петра III, Екатерина ненавидела, и он отвечал ей взаимностью. По старинной русской традиции нелюбимую жену монарха запросто могли сослать в монастырь, а то и убить. Вряд ли беременность в такой ситуации была желанной. Екатерине удивительным образом удалось скрыть свое интересное положение. Когда она рожала, ее камердинер Василий Шкурин устроил в собственном доме пожар, чтобы царь, обожавший смотреть, как тушат пожары, на время покинул Зимний дворец. Тот же слуга забрал родившегося мальчика в свою семью. Когда младенцу было два месяца, Екатерина совершила государственный переворот.

Алексей рос, страдая от своего двойственного положения, шалил, а затем и кутил, духовной близости между сыном и матерью не случилось. Тем не менее она подарила ему земли под Тулой и делегировала молодого столичного архитектора построить там дом. Был возведен большой дворец в местечке Бобрики (отсюда и фамилия Бобринский) и малый — в Богородицке. Первый не сохранился, из исторических артефактов в Бобриках только старинная фамильная усыпальница. А имение в Богородицке до сих пор процветает, уже в статусе дворца-музея и парка.

Род графов Бобринских оставил заметный след в истории. Его представители занимались угольным, сахарным, винокуренным делом, некоторые стали университетскими профессорами. Внук первого Бобринского — Алексей Павлович (1826–1894) дослужился до министра путей сообщения (1871–1874) и поспособствовал тому, чтобы в Богородицк провели железную дорогу.


Новая история

Усадьба в Богородицке пострадала не столько в годы революции (в 1918 году в одной из комнат был образован музей), сколько во время Великой Отечественной войны, когда дом был разрушен почти до основания. В 1950–1960-е в живописных руинах тусовалась неформальная молодежь — городские власти решили развалины снести.

В музее хранится макет руин — точка отсчета новой жизни. Усадьбу спас обыкновенный учитель рисования Петр Кобяков (1917–1999). Его предки-купцы весь XIX век входили в органы городского самоуправления, историю края он знал на уровне семейных преданий. Кобяков написал письмо в газету «Советская Россия», поехал в Москву в Министерство культуры. Он не только добился отмены решения о сносе дворца, но и воодушевил весь город. Восстановление имения стало народной стройкой. Советская реставрация была долгой, растянулась на десятилетия, но сделали ее качественно. В 2017-м 100-летие художника, чье имя сейчас носит местная художественная школа, отметили в городе как всенародный праздник.

В 1988-м в Богородицке поставили памятник Андрею Болотову — в честь 250-летия мыслителя и агронома. Потом наступили сложные 1990-е: закрылись два системообразующих предприятия, стало не до благоустройства. И только лет десять назад в городе начали заниматься музеем и парком, который 200 лет имел славу «чуда здешних мест» и «жемчужины Тульского края».


Дым Отечества

Благоустройство Богородицка — пример редкой человеческой солидарности и непоказного патриотизма. Важную часть парка — каскад из девяти прудов с мостиками и плотинами — на свои деньги восстанавливает предприниматель Александр Киселев, и делает это (что уже видно по половине выполненных работ) по самым высоким стандартам.

В 2015-м в центре города, в городском саду, установили бронзовый монумент Екатерине Великой. Работу скульптора Дмитрия Власова оплатило ОАО «Ресурс», отметив таким образом собственное 50-летие. Императрица, несмотря на пикантность обстоятельств, связавших ее с городом, жителям человек не чужой.

Директор музея Марина Жерздева работает в нем 29 лет, из них 8 лет возглавляет коллектив, общими усилиями которого возрождаются музей и парк.

Семь лет жизни посвятила возрождению Богородицка известный московский декоратор, автор многих ресторанов Аркадия Новикова Ирина Глик, которая привлекает к проектированию лучших отечественных профессионалов. В результате комплексную ревитализацию центра с восстановлением прудов, плотин, набережной, причала и даже пляжа разработали московские архитектурные и ландшафтные бюро «Новая Земля», Arteza, Nefa. В 2019 году проект «Город-театр», разработанный командой Ирины Глик, победил во Всероссийском конкурсе по благоустройству малых исторических городов. Из федерального бюджета было выделено 54 млн руб., и еще 15 млн добавила область.


Must see

Что надо смотреть в Богородицке? Во-первых, парк. Двести лет назад деревья в нем были посажены ровными рядами вдоль прямых, как стрелы, аллей. Сегодня посадки превратились в деревья-гиганты, поделившие парк на зоны-комнаты — баскеты. Это довольно редкий, если не сказать уникальный, образец садово-паркового искусства.

Во-вторых, Свято-Казанский храм (заложен в 1774-м), тоже творение Ивана Старова и прекрасный образец раннего классицизма.

В-третьих, дворец. Находясь внутри, можно оценить его гармоничное объемно-пространственное архитектурное решение. Цвет стен в комнатах выбран согласно историческим свидетельствам. Виды из окон тоже, можно сказать, аутентичные: понятно, к каким эффектам стремился архитектор, как умело он вписал здание в ландшафт. Интерьеры — новодел, а живопись — копии, но историческая мебель и осветительные приборы, свезенные сюда из государственных хранилищ, из запасников других музеев, а также переданные в дар, очень достойного качества. Архивные фотографии и мемориальные вещи освещают историю рода Бобринских и выдающееся просветительство Андрея Болотова. Кроме того, в музее проводятся временные выставки.


В 2020 году, в честь 500-летия Тульского кремля, в Богородицке восстановили въездную башню-колокольню и открыли в ней экспозицию «История Богородицка от города-крепости до „цветника“ императрицы». И ее тоже надо посетить.

Если вам повезет и вы подгадаете свой визит к какому-нибудь важному музейному событию, у вас есть шанс встретить прапрапрапраправнука Екатерины II — Алексея Николаевича Бобринского. В шутку он называет себя почти музейным экспонатом. Он частый гость в городе и ратует за то, чтобы в будущем здесь, возможно, открыли вуз, может быть, даже университет.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+