Когда-то скандализировавший публику кровавыми мистериями, сегодня Герман Нитч пребывает в статусе мирового классика, а его творчество — наряду с перформансами его коллег по акционизму Гюнтера Бруса, Отто Мюля и Рудольфа Шварцкоглера — давно уже стало национальным художественным достоянием Австрии и выставляется в известных музеях. Три свои недавние крупноформатные работы Нитч передал в дар Государственной Третьяковской галерее. Это «MZM_025_09», «13_14» и «07_17», которые войдут в постоянную экспозицию Новой Третьяковки на Крымском Валу. Презентация состоится 17 августа, и в ней, как сообщает пресс-служба музея, примет участие посол Австрии в России доктор Йоханнес Айгнер.
Недавно в музее Альбертина в Вене прошла выставка 100 живописных работ Нитча. Ее организаторы предлагали рассматривать экспрессивные произведения просто как картины. Между тем сам художник свои огромные холсты часто называет «живописными акциями»: многие из них остались свидетельствами его многочасовых перформансов.
Самого Нитча, очевидно, в Москве ждать не стоит. В конце августа ему исполняется 82 года. Но многие помнят визит художника в российскую столицу десять лет назад. Тогда, в 2010-м, его компактную, но весьма эффектную ретроспективу показал частный фонд Stella Art Foundation. Выставка называлась «Театр оргий и мистерий», как и главный художественный проект Нитча, начатый еще в конце 1950-х. С тех пор художник провел более 130 мистерий, апеллирующих как к древним языческим ритуалам, так и к христианской символике жертвы и искупления, сам выступая в роли верховного жреца.
Нитч вошел в историю как один из самых ярких представителей спонтанного творчества, дионисийского экстаза, выплеска эмоций. Что чувствуется и в его работах, созданных обычными акриловыми красками.
Теперь три картины австрийского классика пополнят существующую в Третьяковке коллекцию работ западных современных художников.