Фигура Антонины Софроновой (1892–1966) — яркий пример независимого художника во времена, когда само понятие творческой независимости приравнивалось к «предательству дела рабочего класса». Будучи современницей Пастернака, она вряд ли ставила перед собой вопрос, красиво это или нет — быть знаменитостью. Слишком уж рано и отчетливо Софронова осознала, что ее место — на обочине той действительности, которую требовалось воспевать. Иллюзий она не испытывала: «Право человека — не сливать свою жизнь с окружающей его жизнью, если она идет вразрез с его задачей. Это не лишний, но идущий своей дорогой человек».
Оставив карьерные притязания, Антонина Федоровна выбрала путь, который в 1930-е выглядел исключительно маргинальным. Больше 20 лет она зарабатывала на хлеб, работая ретушером в издательстве «Медгиз», а живописью занималась вне какой-либо связи с казенными структурами. У нее никогда не было собственной мастерской — холсты, акварели и рисунки складировались в комнате в коммуналке.
Она успела застать первые симптомы запоздалого признания, но даже и после смерти Софроновой ее известность не выходила за пределы круга ценителей. Зато сложилась изустная легенда и даже что-то вроде бренда — о ее работах мечтали коллекционеры и прогрессивные музейщики. В перестройку наметился было триумф, но тут выяснилось, что Софронову трудновато зачислить в «амазонки авангарда»: ее роман с кубофутуризмом и супрематизмом оказался недолгим, и важнейшие достижения лежали все-таки в другой эстетической плоскости. Так и подвис ее статус: вроде бы авангардистка, но с любовью к «устаревшей» пейзажной пластике Альбера Марке и с обостренной лирикой в душе.
Словом, о Софроновой многие слышали, некоторые бывали на персональных выставках, однако даже поклонники ее таланта вряд ли могут похвастать, что хорошо знакомы с наследием этого автора. Теперь пробел устранен: в двухтомном альбоме, подготовленном издательским проектом Modern Art Consulting, воспроизведено более 600 работ, причем очень многие впервые. На статус каталога-резоне двухтомник не претендует, но следует констатировать: с такой степенью охвата произведения Софроновой никогда прежде не публиковались. Автором-составителем выступил Юрий Петухов, оригинальные тексты написаны Александром Балашовым, Ниной Белохвостовой, Галиной Ельшевской, Надеждой Плунгян. Если сама художница получила право голоса лишь в 2001 году, когда в издательстве RA вышел автобиографический сборник «Записки независимой», то теперь настало время и другим высказаться о ее роли и значении. А самое главное, появилась возможность рассмотреть и самостоятельно оценить, куда и как двигался человек, не пожелавший идти «никаким другим путем, кроме искусства».