18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Орсе показывают выдуманных монстров Леопольда Шово

Художественное творчество самоучки, в отличие от литературного, было полностью забыто, пока его внук в 2017 году не подарил музею произведения деда

Выставка «В стране монстров. Леопольд Шово», превратившая один из залов Музея Орсе во что-то вроде палеонтологического музея с доисторическими существами, посвящена художнику-самоучке, хирургу Леопольду Шово (1870–1940).

Для палеонтологии эти создания, запечатленные в скульптурах и по-детски ярких рисунках, не представляют никакого научного интереса, так как являются плодом фантазии их создателя. Медиком Шово стал по настоянию семьи, но, так и не смирившись с нелюбимой профессией, с 1905 года параллельно начал заниматься скульптурой (возможно, по совету своего друга Жоржа Лакомба, живописца и скульптора, участника группы «Наби»). Новоявленный художник высекал, лепил и рисовал только монстров, образы которых были навеяны детскими воспоминаниями о Музее естественной истории в Лионе, где работал его отец, горгульями, свисающими с карнизов и водосточных труб готических соборов, чудищами с японских гравюр. При этом он не впадал в стилизацию, а создал собственный оригинальный стиль — экспрессивный и лаконичный в скульптуре и рисунках, а в акварелях яркий и красочный.

Да и сами эти монстры, симпатичные, порой смешные, вовсе не собирались кого-то пугать. Шово так объяснял страсть к ним: «Душа монстров возникает из земных глубин, их формы буквально ласкают мои пальцы. Они рождаются во мне спонтанно. Вдруг открывают глаза и смотрят на меня — и я забываю все свои печали и невзгоды». Дважды Шово показал их на парижском Осеннем салоне, в 1911 и 1913 годах, но не получил никакого отклика и после уже и не пытался выставляться, работая только для себя.

Куда успешнее сложилась его литературная судьба. Параллельно с занятием искусством он писал сказки для детей, первые из которых иллюстрировал Пьер Боннар, а затем и сам их автор. Они до сих пор пользуются успехом, даже в далекой Японии, где одну из детских книжек Леопольда Шово — «Истории старого крокодила» (1923) — оживил в 2005 году известный аниматор Кодзи Ямамура.

Когда началась Первая мировая, об искусстве пришлось забыть: Шово был хирургом на передовой, потерял жену и двух сыновей. Став из-за этих трагических событий убежденным антимилитаристом, написал в 1916 году роман-репортаж «За кулисами битвы», а во время Второй мировой работал в Красном Кресте, помогая беженцам. Только раз, в 1920 году, он вернулся к искусству, обобщив трагический опыт в серии акварелей «Монструозные пейзажи».

После смерти Леопольда Шово его художественное творчество, в отличие от литературного, было полностью забыто, пока в 2017 году внук художника не подарил Музею Орсе 18 скульптур и 100 рисунков деда. Возможно, тогда и возникла идея этой выставки, включившей в последний ее раздел работы близких ему по духу современных авторов, один из которых, французский видеохудожник Бертран Дезото, впервые увидевший творчество художника-самоучки, назвал его недостающим звеном между Босхом и покемонами, очень метко определив место Шово в истории искусства, которое он сам так долго искал.

Музей Орсе
Леопольд Шово. В стране монстров
До 13 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+