Лучита Уртадо, родившаяся в Венесуэле художница, которая добилась международного признания после того, как ей исполнилось 90, умерла в возрасте 99 лет. Хотя Уртадо с юности занималась живописью, слава пришла к ней лишь в поздние годы жизни — но, когда наконец пришла, художница стала сенсацией. «К 99 годам ты проживаешь уже много лет и несколько разных жизней, — рассказала она The Art Newspaper в интервью, приуроченном к открытию ее большой ретроспективы в Художественном музее округа Лос-Анджелес. — Когда мне было 30, я была одним человеком. В 60 я была кем-то еще. Сейчас мне 99, и я совершенно другая личность».
Первая персональная выставка Уртадо прошла в 1974 году в Grandview One Gallery, и лишь четыре десятилетия спустя, в 2016 году, когда художнице было уже за 90, состоялась ее вторая выставка. Это была небольшая экспозиция рисунков и картин, созданных в 1940-е и 1950-е годы, в лос-анджелесской Park View Gallery. О ней с восторгом отозвался арт-критик The Los Angeles Times Кристофер Найт, восхитившийся «здоровой визуальной твердостью» работ Уртадо и отметивший, что ее творчество «было мультикультурным еще до того, как появилась мода на мультикультурализм».
В 2018 году картины художницы, написанные в 1960-е и 1970-е, вошли в экспозицию «Сделано в Лос-Анджелесе» в Музее Хаммера — так Уртадо в возрасте 97 лет впервые в жизни приняла участие в крупном проекте. На выставке ее автопортреты, изображающие тело художницы в виде ландшафта, привлекли много внимания. В том же году Уртадо начала представлять международная галерея Hauser & Wirth, а спустя год в лондонской Serpentine Gallery состоялась ее первая большая музейная ретроспектива «Я живу, я умираю, я перерожусь», которую организовал Ханс Ульрих Обрист. Затем выставка переехала в Художественный музей округа Лос-Анджелес, после чего должна была отправиться в Музей современного искусства Руфино Тамайо в Мехико, но от этого плана пришлось отказаться из-за пандемии COVID-19.
Уртадо родилась в 1920 году и жила под Каракасом до восьми лет, когда ее семья переехала в Нью-Йорк. Она жила и работала в Нью-Йорке, Мехико, в области залива Сан-Франциско и в городе Таос в Нью-Мексико, а в 1951 году переехала в район Санта-Моника в Лос-Анджелесе, где прожила всю оставшуюся жизнь. Хотя коммерческий успех пришел к Уртадо лишь в поздние годы, она была заметной фигурой в художественных кругах — позировала Ман Рэю (ее портрет можно увидеть в этом выпуске Art21) и дружила со многими знаменитыми художниками, в том числе с Фридой Кало, Исаму Ногучи и Леонорой Каррингтон. Третьим мужем Уртадо был Ли Малликан, умерший в 1998 году. У них остались двое сыновей — Мэтт, который тоже стал художником, и Джон, — а также двое внуков, Космо и Люси.
Если у огромного количества работ Уртадо есть какая-то главная тема, то это космическое единство всех вещей. «Когда я впервые увидела фотографии Земли, сделанные из космоса, я осознала, насколько мы все взаимосвязаны, — рассказала она The Art Newspaper минувшей весной. — Земля — моя планета, и я связана со всеми в этом мире. Это мой дом, мой дом, здесь живет мой дух, я землянка».
Она пронесла интерес к космосу через все 80 лет своей художественной карьеры. В интервью T Magazine Уртадо размышляла о смерти: «Я пришла к выводу, что я куда-то отправляюсь, — сказала она. — Это не смерть; это граница, которую все мы переходим. Не думаю, что мне удастся вернуться и рассказать вам, что за ней, но если это возможно, я найду способ». Уртадо тихо перешла эту границу в своем доме в Санта-Монике в минувший четверг.