Документальный фильм Элио Эскана «Бэнкси» с подзаголовком «Расцвет нелегального искусства» не раскроет тайны, и не надейтесь. Настоящего имени художника зрителям не назовут и лица его не покажут. Лишь мелькнет на фотографиях человек в капюшоне, но все, кому интересен Бэнкси, их уже видели. Да и вообще, вопрос, кто этот человек, подписывающийся знаменитым псевдонимом, и каков он внешне, интригует так давно, что ответ на него искать надоело.
Зато фильм подробно объясняет, что за художник Бэнкси, как начинал, что в разные годы делал, почему стал знаменитым и как избегает становиться частью мировой арт-индустрии. Старомодно выражаясь, этот фильм — творческая биография художника. Которого режиссер и уважает, и обожает — никакой критики, ни одного упрека, ни тени сомнения в правильности его решений и действий, ни слова об эксплуатации одних и тех же образов и приемов, никаких упоминаний о периодах сомнений и кризисов.
Хотя не все так просто, Бэнкси — звезда арт-мира, его работы продаются и перепродаются, поэтому он часть арт-рынка, который он может высмеять, но не победить. Фильм начинается и заканчивается потрясшими мир кадрами, когда 5 октября 2018 года на глазах участников торгов Sotheby’s самоуничтожилась только что проданная картина Бэнкси «Девочка с воздушным шаром». Эта акция самого автора картины была восхитительна, но остатки изображения в раме, ставшие уже другим произведением искусства с новым названием, все равно купили.
Забавно, что в фильме больше всего рассуждает о бескорыстии Бэнкси (разумном, конечно, только дурак отказывается от денег, которые сами идут в руки) Стив Лазаридис, долгое время бывший представителем и дилером художника. Гораздо искреннее и веселей о работе с Бэнкси рассказывают другие спикеры фильма, его соратники со времен бристольской молодости, художники Бен Айн и Алан Кет. Вот им веришь, что для граффитиста главное не деньги, а кайф от работы и доброе послание людям. Они с удовольствием вспоминают 1990-е годы, когда в Бристоле они действовали быстро и анонимно только потому, что на них охотилась полиция. И явно досадуют, что слава пришла к ним не после важной, глубоко гуманистической акции в Палестине, а когда их выставку посетили Брэд Питт и Анджелина Джоли. Слушая их, веришь, что Бэнкси — живой человек, веселый, дерзкий, умный, лучший среди художников стрит-арта, а не эффектный проект, созданный расчетливыми кукловодами.
Фильм, как и положено серьезному биографическому произведению, подробно рассказывает о предшественниках Бэнкси, о появившихся в 1970-х годах нью-йоркских граффитистах, подростках, для которых написать свое имя в вагоне метро или на остановке означало показать миру, что они существуют. За историю и теорию в фильме отвечает биограф Бэнкси Уилл Элсворт Джонс. Он вместе с режиссером формулирует главную идею фильма: Бэнкси — народный художник, проводник простых людей в мир искусства, он говорит с ними на понятном языке, отвечает на насущные для них вопросы, реагирует на волнующие их события. Возможно, они никогда бы не пришли в серьезные художественные музеи, если бы Бэнкси не веселил их там своими выходками. Конечно, простой народ не сразу понял, что уличные художники не вандалы, а выразители его чаяний, но в конце концов принял и полюбил Бэнкси и таких, как он. А вот галеристы и арт-критики долго в упор не видели в стрит-арте нового, передового, современного искусства.
Конечно, с этим можно было бы и поспорить, кажется, что арт-критики и галеристы все же больше любят, понимают и ценят произведения уличных художников, чем горожане, но зачем? Фильм «Бэнкси. Расцвет нелегального искусства» так интересно рассказывает о художниках, творящих на улицах, с такой любовью и пониманием показывает работы Бэнкси разных периодов, а они действительно замечательно умны и остроумны, что смотреть его — удовольствие. Редкий фильм с безупречно положительным главным героем и отсутствием конфликта в драматургии бывает удачным, но Эскану удалось снять такой.
Фильм «Бэнкси. Расцвет нелегального искусства» в российском прокате с 20 августа.