18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL объявляет программу

The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL пройдет с 7 по 13 сентября в 4-й раз. Мы позволили себе немного выйти за рамки академической триады «архитектура — скульптура — живопись» и включить в программу фильмы о музыке и театре

Талантливые люди меняют наш мир в лучшую сторону. Может быть, поэтому нам хочется узнать о них больше. О том, в какую эпоху им пришлось работать, как складывались их личная жизнь и отношения с заказчиками, всегда ли понимали и ценили их современники и сколько стоят их произведения сейчас. Истории взлетов и падений, скандалов и триумфов волнуют и вызывают сочувствие. Знакомство с обстоятельствами жизни других людей многое объясняет и, кажется, делает их ближе нам. Но уже Пушкин предупреждал нас, что это иллюзия.

Авторы фильма «Тинторетто и новая Венеция» о великом венецианском живописце Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто выбрали иной путь. Конечно, из фильма мы узнаем о некоторых подробностях его биографии, но гораздо интереснее то, что авторы и эксперты рассказывают о его творческом методе: как и для чего использовались глиняные фигурки-боцетти, что общего между художником XV века и голливудским режиссером века XXI и почему так важно увидеть работы Тинторетто в Венеции вживую — в тех интерьерах, для которых они предназначались. Его живопись поражала воображение современников, им восхищались Эль Греко и Эжен Делакруа, а Жан-Поль Сартр называл его первым кинорежиссером в истории искусства. С тех пор прошло 500 лет, и мы воспринимаем картины Тинторетто как классику — в музеях они представлены рядом с работами его учителя Тициана или его современников-венецианцев. Опытный глаз любителя живописи узнает индивидуальный стиль мастера, но современному зрителю, знакомому с импрессионизмом, экспрессионизмом и даже абстрактным экспрессионизмом, трудно представить себе, что когда-то эти работы воспринимались как вызов, а сам Тинторетто утверждал, что он «убил живопись».

Ничто не устаревает так быстро, как авангард. Но способность бросить вызов привычному взгляду в конечном итоге и делает художника классиком. Это тем вернее, чем решительнее и остроумнее он делает это. Марсель Дюшан (фильм «Марсель Дюшан: искусство возможного») бросил вызов музеям и художественным институтам и предложил заново определить произведение искусства. Это была попытка реструктуризации мыслительного процесса и отношений художника и зрителя. Дюшан делал вещи загадочные и простые, но за ними стояло огромное интеллектуальное усилие — а что может быть более раздражающим и одновременно привлекательным для зрителя? Реакция на работы Дюшана — лучшее подтверждение его собственного тезиса о том, что художник создает только половину произведения искусства, его вторая половина создается зрителем, тут все зависит от его интерпретации и от того, какое место в истории получит в итоге эта работа. Ожидая усилия от зрителя, Дюшан в то же время был требователен и к себе: «Я всегда вынуждал себя возражать себе самому, чтобы бороться с привычками собственного вкуса».

Младший современник Дюшана Ласло Мохой-Надь не так известен, но влияние его было не менее значительным — поскольку он преподавал сначала в знаменитом Баухаусе в Веймаре, а затем в Новом Баухаусе и Школе дизайна в Чикаго. Много лет спустя один из учеников цитировал его: «Ваше отношение и подход к работе важнее того, что вы собственно сделали; вам нужно сделать что-то для мира, но для вашего личного развития важно не то, что вы создатель этого объекта, а то, что вы создаете себя и живете иначе благодаря своей работе». Авторы ленты «Новый Баухаус: жизнь и наследие Ласло Мохой-Надя» не только рассказывают историю творческой личности, но и размышляют о том, как обогащает творческий процесс межкультурная коммуникация, насколько влияют на человека новые технологии и может ли дизайн изменить мир.

Из всех искусств именно архитектура меняет наш мир наиболее очевидным образом. Рядом с великими архитекторами всегда были не менее великие женщины — не только жены, но и коллеги. Как правило, они предпочитали оставаться в тени и скромно делать свою работу. Фильм «Городские мечтательницы» отдает дань заслугам четырех великих представительниц этой профессии, работа которых помогала сохранять и развивать города и создавать среду обитания для новых поколений.

Присутствие творческой личности уже меняет привычную среду обитания и имидж географической точки на карте мира — от Парижа и Нью-Йорка до Экс-ан-Прованса и острова Форё. Появление Теодора Курентзиса в Перми стало сенсацией в мире оперного искусства, но что-то пошло не так. Авторы фильма «Здесь пахнет ладаном» пытаются разобраться в том, как строились и почему расстроились отношения выдающегося музыканта с городом, где так и не построили новый музыкальный театр.

Тема отношений искусства и власти продолжается в бразильском фильме «Бурное море». Экономический кризис в стране привел к тому, что мэрия Рио-де-Жанейро объявила о закрытии городского театра. Начинается борьба за искусство, которая соединяется с борьбой за выживание. Балерины танцуют в обмен на продукты, музыканты ищут временные заработки, молодые таланты уезжают за границу. И хотя актеры и служащие театра ведут борьбу за свои права и рабочие места, на самом деле это сражение за будущее всего города: с закрытием театра он утрачивает часть своей истории и культуры.

Ностальгию по истории и культуре родного города у моря испытывают и герои фильма «К Николь». Но умение творчески подойти к ностальгии — особый талант, тем более что речь идет о жителях Одессы. Художник нашел остроумный способ самовыражения, а состоятельная заказчица получила картину с автографом любимого автора. Но у зрителей возникает вопрос о статусе произведения искусства.

Этот же вопрос возникает и в истории необычной персональной выставки, которую любящий сын устроил для мамы в фильме «Париж-1986». Можно ли считать произведениями искусства неудачные любительские снимки? Здесь мы почти возвращаемся к Дюшану и к вопросу о том, какую роль в создании произведения играет практика экспонирования и готовность зрителя к новым впечатлениям. В любом случае эта скромная попытка найти себя в искусстве изменила жизнь героев киноленты.

Встреча с прекрасным, знакомство с творческой личностью, даже на экране, открывает новые возможности и для зрителя. Мы надеемся, что фильмы этого года и их персонажи немного изменят если не вашу жизнь, то ваши представления об искусстве.

Следите за новостями, покупайте билеты онлайн на сайте фестиваля www.TANRFF.ru.

The ART Newspaper Russia FILM FEST

Garage Screen Музея современного искусства «Гараж»
Государственная Третьяковская галерея
Кинотеатр «Пионер»
Мультимедиа Арт Музей
Центр документального кино

7–13 сентября 2020

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+