18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Спор о новом определении музея привел к кризису в ИКОМ

Дебаты вокруг излишне политизированного текста привели к смене руководства, повторное голосование планируется провести в Праге в 2022 году

В Международном совете музеев (ИКОМ) произошел раскол на фоне ожесточенных дебатов вокруг понятия, составляющего суть его существования, — что такое музей? После многочасовых споров на 25-й генеральной конференции Международного совета музеев в Киото 70% делегатов отказались голосовать по вопросу о новом определении музея. 

Отсрочка стала ударом для президента ИКОМ Суай Аксой, специалистки из Турции, которая инициировала проект разработки нового определения, и для куратора из Дании Етте Сандал, которая возглавляла комитет, занимавшийся разработкой текста. В частности, в нем музеи описывались как «демократизирующие, инклюзивные и полифонические пространства, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего». Несогласные с определением отмечали его излишнюю политизированность, подмену «произведений искусства» на «артефакты» и «экземпляры», отсутствие в нем таких понятий, как «образование» и даже «коллекционирование». Новое определение — не более чем туманное нагромождение политкорректных лозунгов и модное позерство, резюмировали они. 

После конференции Аксой поручила пересмотр текста той же самой комиссии, введя в ее состав несколько новых членов, в том числе Жюльет Рауль-Дюваль, возглавляющую ИКОМ во Франции, которая одной из первых выступила против «идеологического манифеста». Комиссии так и не удалось провести встречу. 10 марта французское отделение при поддержке европейского и германского отделений пригласило всех представителей ИКОМ на заседание в Париже. В нем приняли участие представители 41 комитета, по большей части из Европы, однако Сандал отказалась присутствовать.

После встречи председатель ИКОМ в Ирландии Хью Магуайр выразил общее мнение о том, что «никто не против настроя на демократию и партиципацию», но предложенный текст «не является определением», — подчеркнул он. После этого участники потребовали сделать «процесс абсолютно прозрачным» и предоставить больше времени на обсуждение.

Несмотря на это, Сандал при поддержке Аксой предложила провести новое голосование в июне 2021 года, но исполнительный совет ее не поддержал. После этого Сандал вышла из состава комитета. Ее примеру последовали еще пять его членов, а также двое членов исполнительного совета и сама Аксой.

Один из покинувших комитет членов, американский куратор Рик Уэст, рассказал The New York Times, что нынешний конфликт служит отражением фундаментального спора о том, должны ли музеи служить всего лишь «местом хранения коллекций и красивой точкой на туристическом маршруте» или вести более широкую работу с социумом. Тем временем делегаты ИКОМ из Африки упрекают европейцев в том, что те противостоят движению к «деколонизации» и реституции.

Новый президент ИКОМ Альберто Гарландини рассказал The Art Newspaper, что ему хотелось бы, чтобы «все приняли разнообразие мнений и отложили в сторону идеологические позиции». Он уверен, что ему удастся создать атмосферу, которая позволит проголосовать по вопросу нового определения уже на следующей генеральной конференции, которая должна состояться в 2022 году в Праге. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+