18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главные выставки осени

Фаберже и Рюкерт в Музеях Кремля, Чжан Хуань в Эрмитаже, биеннале молодого искусства в Москве, триеннале в «Гараже» и другие долгожданные выставки, которые нам предстоит увидеть этой осенью

Алексей Титаренко. Город теней

Мультимедиа Арт Музей, Москва

Один из проектов в рамках «Фотобиеннале-2020», посвященный российскому фотографу, начинавшему в Ленинграде в восьмидесятые. Сложившемуся тогда авторскому методу Титаренко следует до сих пор: он пользуется широкоформатным аналоговым фотоаппаратом и собственноручно проявляет пленку, над каждым отпечатком работает вручную, используя частичное отбеливание, тонирование, соляризацию и многократное вирирование, на что иногда уходит больше недели. В экспозицию вошли его ключевые серии, посвященные Северной столице, а также серии «Венеция» (2001–2014), «Гавана» (2003, 2006) и «Нью-Йорк» (2004–2018).

5 сентября – 18 октября


VII Московская международная биеннале молодого искусства

Музей Москвы

Сдвинув дату с июля из-за коронавируса, биеннале молодого искусства все-таки состоится этой осенью. Основной проект фестиваля — это четыре site-specific работы, специально созданные для внутренних фасадов Провиантских складов. Отбором произведений-победителей занималось интернациональное жюри. Результаты конкурса на кураторский проект будут показаны в Музее Москвы с 5 ноября по 6 декабря. Также биеннале включает множество мероприятий спецпроектов, параллельной и образовательной программы.

5 сентября – 6 декабря


Чжан Хуань. В пепле истории

Государственный Эрмитаж

Одного из главных представителей современного искусства Китая покажут в Николаевском зале Зимнего дворца. В Петербурге можно увидеть более 30 произведений в разных техниках, причем несколько из них Чжан Хуань сделал специально для этой выставки под впечатлением от посещения города. Проект должны были открыть еще в мае, но за время самоизоляции художник сделал еще две работы из серии «Любовь» — как концентрированное личное переживание ситуации в Китае и в мире, способ сохранить память о жертвах пандемии. Почти всю стену Николаевского зала займет 40-метровый групповой портрет членов компартии КНР, написанный пеплом благовоний из буддийских храмов. Другие вещи будут не менее нестандартны.

9 сентября – 8 ноября


Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь

Музей русского импрессионизма

Очередная из цикла выставок Музея русского импрессионизма, в которой зрителю возвращены полузабытые имена достойных живописцев последних десятилетий Российской империи и эмиграции. Сергей Виноградов, художник круга Серова и Коровина, — один из них. Его имя и красочные работы хорошо знакомы специалисту — а вот теперь есть повод запомнить его фамилию и широкой публике. Для тех же, кто давно и заслуженно любит Виноградова, особенно интересно будет взглянуть на работы, созданные им после переезда в Прибалтику в 1924 году. Кроме работ из Москвы и Санкт-Петербурга, в экспозицию войдут произведения из частных коллекций и музейных собраний Иркутска, Архангельска, Омска, Казани, Петрозаводска, Барнаула и других городов России. Также запланирован показ картин из Беларуси, Литвы и Эстонии.

9 сентября – 10 января


2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей»

Музей современного искусства «Гараж»

Спустя три года после дебютного фестиваля «Гараж» пошел на второй заход — и мы снова увидим много интересного, нацеленного на развитие отечественной художественной сцены. Кураторами триеннале выступают Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина, а отбором участников этого года, игнорируя всех экспертов, занимались молодые художники из триеннале-2017, ставшие своего рода опекунами новичков. Список участников и что именно будут представлять собой их работы еще не объявили, так что ждем много ошеломительных сюрпризов.

11 сентября — 17 января


Калязин. Фрески затопленного монастыря

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Троицкий Макарьев монастырь, основанный в 1434 году, был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры. Под руководством художника-реставратора П.И.Юкина зимой 1940 года со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов росписей, большая часть из которых поступила в Музей архитектуры. Сначала их хотели показать на временной выставке, а теперь они станут частью постоянной экспозиции — в сопровождении экспонатов, рассказывающих об истории их спасения, а также о самом утраченном монастыре.

С 11 сентября


Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали

Музеи Московского Кремля

Знаменитого Карла Фаберже и знакомого более узкому кругу знатоков прикладного искусства мастера Федора Рюкерта связывали длительные профессиональные отношения. Рюкерт, славившийся своими эмалями, выполнял заказы для фирмы Фаберже, и не только предметы в этой технике, но и живописные миниатюры. Среди собранных на выставке 400 экспонатов представлены и более ранние изделия XVI–XVII веков, и произведения других российских фирм, фабрик и артелей XIX — начала XX века, исполненные разными мастерами во всевозможных техниках работы с эмалью: перегородчатой и выемчатой; светящейся, как витраж, оконной; живописной, воспроизводящей картины Виктора Васнецова, Константина Маковского и других отечественных художников.

Экспонаты не только из собрания Музеев Кремля, но и из музеев и частных собраний Великобритании, в том числе из Коллекции ее величества королевы Елизаветы II и Музея Виктории и Альберта.

9 октября – 10 января


Британский плакат из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ им. А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Богатое собрание английской рекламы унаследовано Пушкинским музеем у легендарного ГМНЗИ, где формированием этой коллекции с 1920-х годов занимался знаток графического искусства Павел Эттингер. Благодаря его заботам этот фонд отлично отражает историю развития западной художественной рекламы. Причем с самых разных сторон: ранняя коммерческая реклама, афиши, политическая карикатура и печатная пропаганда коммунистов и лейбористов, прославленный дизайн ар-деко и графические эксперименты рекламы Shell и British Petroleum. Объемно представлено творчество пионеров английской рекламы XIX столетия — Обри Бёрдсли, «братьев Беггарстафф», Дадли Харди, Джона Хэссола и блистательной плеяды графических дизайнеров Великобритании первых десятилетий ХХ века — Тома Первиса, Эдварда Боудена, Эдварда Макнайта Коффера и Пола Нэша. (А вот выставка Арчимбольдо отложена до января.)

20 октября – 31 января


Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи

Еврейский музей и центр толерантности

Обитающий в знаменитом конструктивистском гараже музей решил показать эпоху 1920–1930-х годов с особой стороны — через призму истории московских гаражей. Помимо Константина Мельникова, зрителю расскажут и о других советских архитекторах, создавших позабытые шедевры в этом нетипичном, но таком полезном жанре. На выставке будут представлены проекты гаражей 1900–1930-х годов из московских и федеральных архивов, в том числе материалы, ранее неизвестные широкой публике, автотранспорт этого периода, документы таких героев своего времени, как Владимир Маяковский, Виктор Шкловский, Константин Мельников, Михаил Минкус и другие, а также произведения живописи, графики и фотографии из известных музеев и архивов.

29 октября – 10 января


Анализ искусства. Игорь Макаревич и Елена Елагина

Московский музей современного искусства

Музей продолжает серию ретроспектив классиков современного российского искусства. На сей раз под кураторством Елены Селиной представят творчество концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной, участников важных мировых выставок и биеннале. Обещают показать не только проекты и инсталляции, созданные ими в разные годы, но также и те работы, которые остались нереализованными, только в черновиках или на бумаге.

10 ноября – 14 февраля


Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж

Новая Третьяковка, Западное крыло

Выставка, которую в Третьяковке называют самым большим музейным проектом этого года (теперь интересно, удастся ли ей опередить скандальную «Ненавсегда» по количеству откликов?). Здесь объединят разные поколения художников ХХ и ХХI веков и покажут около 200 произведений из 35 стран Европы. Обещано участие 80 художников, начиная с великих — таких как Ансельм Кифер, Герхард Рихтер, Гилберт и Джордж, Энтони Гормли, Олафур Элиассон, Илья и Эмилия Кабаковы, Маурицио Каттелан — и заканчивая авторами, которым еще нет 30 лет. После Москвы выставка должна отправиться в Берлин, а следом в Париж.

14 ноября – 21 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+