18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собратья по неолиту и бронзе

В священное место Пёммельте, относящееся к доисторической унетицкой культуре, призывают современных паломников

Получившее известность под наименованием «германский Стоунхендж», Пёммельте представляет собой круговое святилище, возникшее более 4 тыс. лет назад. Оно принадлежало древней культуре, которая сегодня завоевывает место в сознании — благодаря не только работе археологов, но еще и региональным усилиям по нанесению этой точки на туристическую карту Германии.

Здесь, на северо-востоке страны, близ Магдебурга, с начала раскопок в 2005 году были найдены многочисленные фрагменты пазла, которые помогают воспроизвести общую картину унетицкой культуры, иногда описываемой как первое «государство» Европы. В этом архаическом обществе поддерживались широкие торговые связи и существовала жесткая иерархия, а еще присутствовало тонкое понимание связей между ночным небом и временами года. Культура исчезла приблизительно в 1600 году до н.э.

В отличие от Стоунхенджа, Пёммельте был сооружен из тысяч деревянных фрагментов, а не из камня, и потому сохранилось немногое. Однако в 2016 году реконструкция этого капища по результатам археологических раскопок привела к установке резных раскрашенных деревянных столбов. За прошлый год здесь набралось уже около 33 тыс. посетителей, и их количество, как говорит Гуннар Шелленбергер, государственный секретарь Министерства культуры земли Саксония-Анхальт, имеет «значительный потенциал роста». В мае государство объявило о планах развития вокруг Пёммельте туристической инфраструктуры с прилегающими строениями. На автобане неподалеку даже установили соответствующие дорожные указатели. 

Ключом к двери в унетицкий мир Германии было открытие небесного диска из Небры — древнейшего из сохранившихся изображений космоса. Этот бронзовый предмет нашли при незаконных раскопках на холме примерно в 100 км к югу от Пёммельте; в 2002 году власти передали его в Музей первобытной истории в Галле. Раритет будет представлен на выставке «Мир небесного диска из Небры. Новые горизонты», которая состоится здесь в 2021 году, а затем отправится в Британский музей.

Район к югу от Магдебурга с его плодородной почвой и обильными дождями был в каменном веке плавильным котлом культур. Приход сюда переселенцев из степной зоны возвестил о начале новой эпохи и складывании унетицкой культуры. Небесный диск из Небры, который был захоронен приблизительно в 1600 году до н.э., служит доказательством владения представителями этой культуры навыками обработки металла и их связей с другими регионами (бронза и золото, использованные при изготовлении диска, происходят из Корнуолла, с юго-запада Англии).

Сходство Стоунхенджа и Пёммельте свидетельствует о том, что, как полагает Джошуа Поллард, профессор археологии из Саутгемптонского университета в Великобритании, эти связи, возможно, существовали и раньше. В частности, Пёммельте представляет собой окружность около 115 м в диаметре — как и Стоунхендж. «Слишком много совпадений для того, чтобы идея создания таких кругов могла возникнуть сама собой в обоих регионах одновременно», — говорит профессор. Каменные топоры, гончарные изделия и виды человеческих захоронений в этих точках тоже сходны. «Это подразумевает обмен знаниями, — уверен Поллард. — Уже было известно, что в раннем бронзовом веке сюда шел приток металлов. Но не принимался во внимание приток идей, который возник еще до того. Как оказалось, это был гораздо более взаимосвязанный мир».

В последние два десятилетия зона археологических раскопок расширилась за пределы святилища Пёммельте. Объединенная группа ученых из Галле-Виттенбергского университета им. Мартина Лютера и Саутгемптонского университета раскапывает жилища эпохи неолита и более поздние длинные строения раннего бронзового века, принадлежащие к унетицкой культуре, то есть 2200–1600 годам до н.э. «Пока мы нашли около полусотни домов и продолжаем раскапывать дальше, — говорит Констанц Гепперт, археолог из команды Галле. — Это самое большое поселение той эпохи в Центральной Германии».

Коллектив ученых надеется, что в результате раскопок в этом году они приблизятся к разгадке того, кто именно обитал в древних домах. Археологи планируют также раскопать капище Шёнебек, расположенное приблизительно в 1,2 км от Пёммельте. Не исключено, что первое пришло на смену второму в качестве места для ритуалов и церемоний в начале раннего бронзового века. Ученые допускают, что святилища мог соединять сакральный путь.

В любом случае эти открытия проливают свет еще и на ранний бронзовый век в Великобритании. «Мы считали, что в то время Британские острова были изолированы от внешнего мира, — говорит Поллард, — но теперь имеются доказательства обратного». К примеру, жизнь лучника из Эймсбери, человека бронзового века, могила которого была обнаружена около Стоунхенджа, по мнению профессора, «возможно, началась на Рейне».  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+