18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Турции продолжают возвращать музеям статус мечетей

Сначала Айя-София — теперь «Сикстинская капелла Византии». Мозаики XIV века в церкви Хора, ставшей музеем в 1945 году, оказались под угрозой: их могут закрыть или оставить неотреставрированными

Решение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана вновь превратить Музей Карие (Хора) в мечеть — «грубая попытка стереть богатое византийское наследие Стамбула» — считает специалист по византийской архитектуре, искусствовед Роберт Дж. Оустерхаут.

На минувшей неделе Эрдоган постановил, что музей, также известный как церковь Христа Спасителя в Полях, в наибольшей степени сохранивший первоначальный вид византийский храм в Стамбуле, снова станет мечетью. Месяцем ранее турецкий лидер подписал указ о возвращении статуса действующей мечети Святой Софии.

В 1511 году эту церковь сделал мечетью Баязид II, сын османского султана Мехмеда II, а в 1945 году постановлением правительства она была превращена в музей. В ноябре минувшего года Государственный совет, высший административный суд Турции, отменил постановление 1945 года, а 21 августа Эрдоган объявил, что музей снова станет мечетью, и передал ее под контроль государственного Управления по делам религии.

Это решение ставит под угрозу фрески и мозаики XIV века, которые считаются одними из высочайших образцов византийского искусства. За них историк Джон Джулиус Купер назвал Карие «Сикстинской капеллой Византии». «Суть в том, что это один из важнейших памятников византийского искусства. В отношении качества и информативности ему нет равных… Чтобы понять его уникальность, нужно увидеть его собственными глазами — боюсь, что после того, как он станет мечетью, это уже будет невозможно», — говорит Оустерхаут.

Сейчас, по его словам, в здании ведется тщательная реставрация, начавшаяся еще в 2013 году. Специалисты лишь недавно перешли к мозаикам и фрескам, но практически сразу работы пришлось прервать из-за коронавируса. Во время мусульманской службы византийские мозаики нужно будет закрывать. «Если (а это еще большой вопрос) они будут использовать в качестве мечети только неф, то прикрывать придется лишь небольшое число мозаик. Но в притворах и в поминальной часовне огромное количество фигуративных изображений, и обойти их трудно, так что на время молитвы часовню нужно будет закрывать, а притворы хотя бы частично завешивать», — объясняет Оустерхаут.

В прошлом году Айла Джин Якли писала, что «исламисты уже давно молятся о том, чтобы и церковь Хора, и Айя-София снова стали мечетями, утверждая, что их нейтральный статус нарушает указы османского халифа, запретившего использовать их для иных целей». Оба памятника входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими архитектурными шедеврами Стамбула.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+