18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Цвет, рождающий музыку времени

№83
Материал из газеты

Книга Ричарда Верди, увенчавшая полвека исследований о Пуссене, концентрируется на палитре художника и особенностях его работы с формой. Автор, в частности, категорически отвергает версию о том, что его герой был посредственным колористом

Монография Ричарда Верди, ведущего специалиста по творчеству Никола Пуссена (1594–1665), выделяется оригинальным методом, и прежде всего формальным подходом в русле великой традиции Алоиза Ригля и Генриха Вёльфлина. Проницательный анализ композиций Пуссена основан на визуальных параллелях между разными картинами, представленными на одной странице или на развороте — фирменный признак книг издательства Reaktion Books.

Книга начинается с краткой биографии художника, охватывающей основные периоды его жизни. Вторая глава посвящена творческому процессу автора, изучению его подготовительных рисунков. В третьей главе сравниваются варианты одного и того же сюжета, изображенного живописцем в разные годы. Но самый впечатляющий раздел, который включает в себя сразу три главы, фокусируется на использовании Пуссеном цвета. Здесь Верди в подробностях анализирует оригинальную манеру художника. Тот ограничивал цветовую палитру, отдаляя ее от реальности и используя для достижения квазимузыкальной гармонии формы. Автор объясняет, что Пуссен обращался к чистым тонам и основным спектральным цветам, чтобы выделить элементы, формирующие сюжет. Он прибегал к мощному воздействию цвета на человеческий разум и нацеливал внимание зрителя в желаемом направлении.

В восьмой главе Верди углубляет анализ, показывая, что цвет у Пуссена тесно связан со смыслом и относительной важностью каждого персонажа; одновременно цвет придает эмоцию и поэтический смысл любой его работе. В итоге автор полностью отрицает распространенное мнение о том, что Пуссен будто бы был посредственным колористом. Две последующие главы посвящены пейзажу, очень важной области в исследованиях о Пуссене со времен Уильяма Хэзлитта. В нее Верди тоже вносит блестящий вклад, несмотря на некоторые разочарования. В частности, он видит в своем герое «прирожденного классициста», упускает из виду его ранние романтические картины с их чувственностью и свободой.

Затем Верди рассматривает Пуссена в контексте его времени, среди ведущих художников. Он отмечает важность для него фигур Аннибале Карраччи и Доменикино, а также неприятие им творчества Караваджо (что, пожалуй, преувеличено). Также автор сравнивает его с Рубенсом, который в последней трети XVII века, после смерти обоих художников, считался полной противоположностью Пуссена, — это был период спора о том, что важнее в живописи, цвет или рисунок. Верди подчеркивает глубинную связь формы в картинах Рубенса и Пуссена несмотря на то, что они кажутся столь разными. А две последние главы посвящены широкому обзору темы «Пуссен и будущие поколения». Линия прослеживается автором вплоть до Делакруа, Сезанна и Пикассо.

Это одна из самых значительных монографий о Пуссене со времен работы Энтони Бланта 1967 года. От утонченной прозы Верди получаешь наслаждение. Она поможет новому поколению открыть для себя Пуссена. Кто сумеет сделать первый шаг, навсегда будет очарован художественным миром этого человека, которого Верди справедливо считает величайшим живописцем Франции.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+