Режиссер Джозеф Гиллель; Канада; 2018; 81 мин
Когда Дениз Скотт Браун поступила в архитектурный институт, то очень удивилась, узнав, что на курсе всего две девушки. Ей казалось, что архитектура — это безусловно женская профессия. Корнелия Оберландер начинала работать у Луиса Кана и впоследствии прославилась архитектурными и ландшафтными проектами. Филлис Ламберт мы обязаны тем, что заказ на проектирование нью-йоркского офиса компании Seagram получил Людвиг Мис ван дер Роэ. Бланш Лемко ван Гинкел участвовала в планировании Экспо-67 и в спасении старого города в Монреале. Самой молодой из этих дам 89 лет, все они прекрасно говорят и прекрасно выглядят, доказывая, что лучший способ работы над собой — это любимое дело и творчество.
На языке оригинала с русскими субтитрами
8 сентября, 19:30, кинотеатр «Пионер»
Обсуждение фильма с искусствоведом, историком архитектуры Владимиром Паперным и с директором Музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизаветой Лихачевой.
Режиссер Эрминио Перокко; Италия — Германия; 2020; 92 мин
Картины Тинторетто поражали и почти пугали современников. Сезанн считал, что значение Тинторетто для живописи можно сравнить со значением Платона для философии и Бетховена для музыки. Современные искусствоведы сравнивают работы Тинторетто с фильмами Кристофера Нолана, отмечая необычную визионерскую силу произведений обоих авторов. Тинторетто действительно очень кинематографичен, а разглядывать его картины на большом экране — настоящее удовольствие.
На языке оригинала с русскими субтитрами
9 сентября, 19:30, кинотеатр «Пионер»
Встреча с заместителем директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Ильей Доронченковым.
Режиссер Мэтью Тейлор; США; 2019; 75 мин
Влияние Марселя Дюшана на искусство XX и XXI веков трудно переоценить. Художники разных поколений восхищались его идеями: Энди Уорхол и Йоко Оно, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс и Йозеф Бойс. Фильм о нем немного похож на диссертацию, но диссертацию увлекательную и нескучную. Авторы и их знаменитые собеседники рассказывают, кто такой Марсель Дюшан, что представляет собой его художественное наследие и какое отношение его выдающиеся работы имеют к кубизму, открытию четвертого измерения и теории вероятностей. Фильм будет интересно смотреть и тем, кто впервые слышит о художнике, и тем, кто хорошо знаком с его творчеством, но особенно — тем, кто все еще относится к Дюшану с недоверием.
На языке оригинала с русскими субтитрами
9 сентября, 19:00, Центр документального кино
10 сентября, 19:00, Государственная Третьяковская галерея
Режиссер Алиса Намиас; США; 2019; 89 мин
В 1920-е годы Ласло Мохой-Надь — художник, фотограф, кинематографист и теоретик искусства — преподавал в знаменитом Баухаусе в Веймаре, где тогда работали Василий Кандинский, Пауль Клее, Людвиг Мис ван дер Роэ и другие. В 1934-м он был вынужден покинуть Германию, а в 1937-м по приглашению Вальтера Гропиуса, одного из основателей Баухауса, занял должность директора Нового Баухауса в Чикаго. Студенты относились к нему неравнодушно: одни обожали, другие боялись. Он заставлял будущих дизайнеров слушать лекции по биологии и музыку Джона Кейджа. Годы, проведенные им в Чикаго, оказали большое влияние на художественное образование в США и культуру дизайна во всем мире.
На языке оригинала с русскими субтитрами
7 сентября, 19:30, кинотеатр «Пионер»
9 сентября, 19:00, Государственная Третьяковская галерея
11 сентября, 19:00, Мультимедиа Арт Музей
12 сентября, 19:00, Центр документального кино
Режиссеры Александра Крецан, Иван Козлов; Россия; 2019; 64 мин
Дирижер Теодор Курентзис — звезда музыкальной сцены, для которого нет границ ни творческих, ни географических. Он играет на скрипке и фортепиано, окончил теоретическое отделение греческой консерватории, работал ассистентом Юрия Темирканова в оркестре Санкт-Петербургской филармонии. Курентзис ставил оперные спектакли вместе с выдающимися режиссерами, сотрудничал с крупнейшими театрами мира и лучшими оперными фестивалями. Его стремление воссоздать музыку прошлого в аутентичном звучании и неожиданные интерпретации классики вызвали интерес во всем мире. Появление Теодора Курентзиса вместе с оркестром musicaAeterna в Пермском оперном театре в 2011 году стало сенсацией в мире оперного искусства, но что-то пошло не так. Авторы фильма пытаются разобраться в том, как строились и почему расстроились отношения выдающегося музыканта с городом.
11 сентября, 19:00, Государственная Третьяковская галерея
13 сентября, 18:00, Мультимедиа Арт Музей
Встреча с режиссером фильма Александрой Крецан.
Режиссеры Винсент Римбо, Патриция Ланди; Бразилия; 2018; 84 мин
В начале фильма есть несколько сцен, которые напоминают «Репетицию оркестра» Феллини. Это история о том, как устроен театр, и о людях, которые в нем работают. Угроза закрытия ставит в равные условия всех: от актеров и музыкантов до билетеров и администраторов. Так театр в фильме становится своеобразной моделью или метафорой общества перед лицом кризисной ситуации. Благодаря тому, что фильм черно-белый, показанные в нем события воспринимаются несколько отстраненно, как бы в исторической перспективе, хотя снят он по горячим следам событий 2018 года.
На языке оригинала с русскими субтитрами
10 сентября, 19:00, Музей современного искусства «Гараж»
Режиссер Сергей Четверухин; Россия — Украина; 2020; 94 мин
Коллеги-художники говорят, что каждая выставка Игоря Гусева — событие в культурной жизни Одессы. Однажды он получает необычный заказ: давняя почитательница его таланта просит написать в подарок дочери, которая живет в Шотландии, что-то «одесское-одесское» — только не Потемкинскую лестницу и не Оперный театр. В поисках настоящего, несувенирного пейзажа художник бродит по Одессе и убеждается в том, что найти подходящий уголок в родном городе становится все сложнее. Несмотря на некоторую меланхолию и критику современного общества, фильм получился совсем не грустный.
9 сентября, 19:00, Центр документального кино
Обсуждение фильма с режиссером Сергеем Четверухиным и художником Игорем Гусевым.
10 сентября, 19:00, Мультимедиа Арт Музей
12 сентября, 19:30, Музей современного искусства «Гараж»
Режиссер Елена Демидова; Франция — Россия; 2019; 51 мин
Найти себя в искусстве иногда помогает случай. Для банковского служащего Поля Гогена это было знакомство с импрессионистами, для скромного администратора московского Дома моделей — туристическая поездка в Париж. В 1986 году это стало для Анны Григорьевны открытием нового мира — но фотографии на память удалось распечатать только 30 лет спустя. Что-то не сработало в старом пленочном фотоаппарате, и снимки получились с двойной и тройной экспозицией. Проявив «испорченную» пленку, сын героини решил, что эта случайная неудача может стать началом интересного выставочного проекта, и, как ни отговаривали его серьезные искусствоведы, все же устроил персональную выставку работ своей мамы.
12 сентября, 18:00, Мультимедиа Арт Музей
Встреча с режиссером фильма Еленой Демидовой.
Следите за новостями, покупайте билеты онлайн на сайте фестиваля www.TANRFF.ru.