18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что обнаружилось при «фотоувеличении»

№84
Материал из газеты

Научно выверенное и прекрасно выстроенное исследование лондонской художественной сцены 1960-х годов во многом перекликается с нынешней ситуацией в мире искусства

В фильме Микеланджело Антониони 1966 года «Фотоувеличение» само­уверенные лондонские фотографы, аристократичные издатели, модели с косяками марихуаны и рокеры, разбивающие гитары на концертах, пересекаются друг с другом на островках стиля жизни, именуемого в ту эпоху модным словом “cool”. В этом городе фотографы богаты и знамениты: их узнают на улицах, они держат собственные студии с армией ассистентов, но при этом завидуют независимости собратьев-живописцев. В «Фотоувеличении» современное искусство Лондона представлено как один из элементов «актуального» стиля: картина абстракциониста Алана Дэйви подбирается к итальянской мебели, викторианским диковинам и джазовым пластинкам.

Фильм Антониони входит в число семи культурных реперных точек, вокруг которых Лиза Тикнер строит увлекательное исследование под названием «Лондонская новая сцена: Искусство и культура 1960-х». Мы вступаем в ту эпоху в атмосфере стилизованного поп-арт-безумия документального фильма Кена Расселла Pop Goes the Easel (1962). Интернациональный гламур встречает нас в дверях галереи Kasmin на Бонд-стрит и завораживает выставками Энтони Каро, Морриса Льюиса, Кеннета Ноланда, Хелен Франкенталер и Дэвида Хокни — летопись этого мира представлена в фотокниге лорда Сноудона Private View («Закрытый показ»/«Частный взгляд») (1965). Наконец, в финале нас поджидают бурные круглосуточные дебаты во время сидячей забастовки 1968 года в Хорсни-колледже.

Тикнер не пытается представить историю искусства 1960-х монолитной, она рассматривает ее с разных позиций: кураторской, журналистской и даже торгово-экономической — и использует различные подходы. Но при этом постоянно возвращается к четко очерченному кругу ключевых игроков десятилетия.

В визуальном отношении книга London’s New Scene элегантна и неотразима, как актер Дэвид Хеммингс в белоснежных джинсах из фильма Антониони. Это потрясающая работа бильд-редактора: модные съемки, реклама сигар, протестные плакаты, кадры из фильмов и комиксы из Sunday Times соседствуют с произведениями Хокни, Питера Блейка, Полин Боти, Дерека Бошье, Бриджет Райли и многих других. И еще с фотографиями, где Расселл запечатлен за работой над Pop Goes the Easel, а съемочная группа Антониони — над «Фотоувеличением». Тикнер использует все эти изображения не только как иллюстрации, но и как материал для анализа.

Многое в этой версии лондонской художественной сцены до боли знакомо: споры об искусстве, торговле и моральной сомнительности союза между ними; студенческие организации, протестующие против направления, доминирующего в художественном образовании, или против отсутствия такового; дилеры, силящиеся придумать, как представлять искусство и художников в наиболее выгодном свете и при этом умудряться сводить концы с концами; художники, пытающиеся сочетать преподавание с творчеством. Трудно не испытывать дежавю, читая о молодых британцах, которые помогли стране избавиться от старомодного образа и превратили Лондон в одну из культурных столиц мира.

Конечно, это было не первое большое художественное движение в истории города. И все же именно события и тенденции 1960-х заложили основу его современной художественной сцены. Поп-арт начала десятилетия был связан с восстановлением экономики — и, как следствие, с товарами массового потребления, развлечениями и визуальной культурой цветных журналов. Последняя теснейшим образом переплелась с миром искусства: художники становились знаменитостями, а их стиль жизни — материалом для цветных воскресных приложений к газетам. Искусство стало частью культуры массовых развлечений, что, в свою очередь, породило спрос на более крупные музеи, более продвинутое коллекционирование и новые выставочные пространства.

Поскольку для всего этого требовались деньги, галереи и музеи обратились за помощью к частным фондам и коммерческим спонсорам, в числе которых были марки сигарет Peter Stuyvesant и Philip Morris. Тикнер отмечает связь между публикацией исследований о вреде курения и первыми попытками табачных компаний найти союзников в мире искусства. Королевская коллегия врачей опубликовала доклад «Курение и здоровье» в 1962-м, а уже на следующий год был основан фонд Peter Stuyvesant. Он собрал значительную коллекцию послевоенного британского искусства и рассказывал о своей деятельности в журнале об искусстве Apollo, где репродукции картин соседствовали с фотопортретами художников, неизменно позировавших с сигаретой в руке.

Благодаря спонсорской поддержке именно табачных компаний состоялись такие культовые выставки, как «Новое поколение: 1964» в Whitechapel Gallery и «Когда отношения становятся формой» в Институте современного искусства в 1969 году. Корпорациям нужно было срочно обелить запятнанную репутацию, и они делали это, укрепляя ассоциации своих брендов с молодым и модным интернациональным искусством. Точно так же в наше время зависимость художественного мира от коммерческих спонсоров находит отражение в битвах, разворачивающихся вокруг попыток фармацевтических и нефтехимических компаний улучшить имидж посредством поддержки искусства.

Рассмотрение исторического периода через призму отдельных сюжетов позволило Тикнер сохранить баланс между гламуром и прямотой, сторителлингом и анализом. Ее разбор «Фотоувеличения» — отдельное наслаждение. Главы, посвященные подготовке выставок и британскому экспорту, естественно, написаны суше. Но все вместе они составляют умное и тонкое исследование событий, которые в те времена затрагивали лишь небольшой круг людей — как и траектории героев Антониони. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+