18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Cosmoscow принимает вызов

№84
Материал из газеты

Московская ярмарка современного искусства, которая пройдет c 11 по 13 сентября в Гостином Дворе, делает акцент на российских художниках и галереях. Может быть, вынужденно, но эффективно

Московская ярмарка современного искусства Cosmoscow, уже восьмая, вопреки трудностям, которые вместе со всем прочим миром переживает арт-рынок, состоится c 11 по 13 сентября в Гостином Дворе. Фокус на российских участников получился отчасти вынужденным: перекрытые из-за пандемии границы не позволяют западным галеристам приехать. Тем не менее разнообразных проектов на ярмарке, основанной коллекционером Маргаритой Пушкиной, даже больше, чем обычно.

Российских галерей будет свыше полусотни, и выбор имен вовсе не беден. Начиная с известных и привычных вроде Леонида Пурыгина в AРT4, Владимира Дубосарского в InArt Gallery, Павла Пепперштейна в JART Gallery или Ольги Тобрелутс в галерее Веры Погодиной VP Studio и заканчивая молодыми и интригующими, которых в первую очередь стоит искать в XL Projects. Молодые взяли на себя миссию осмыслить ситуацию (чего зрители и критики настойчиво требуют от художников). Примером может послужить проект-диалог Владимира Чернышева и Устины Яковлевой, возвращающий актуальность всему архаичному и мифологическому, в Artwin Gallery. Или у-вэй (даосская концепция, означающая «неделание», пассивность) Валерия Чтака в галерее Syntax. Географические рамки не так уж широки, но все же выходят за пределы двух столиц: участвуют знаменитая, уже бывшая лучшей галереей Cosmoscow Х.Л.А.М. из Воронежа и гораздо менее известная галерея Pro Art’s из Калуги.

Расширить спектр участников помогла поддержка Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Принять участие в ярмарке на льготных условиях московские галеристы  могут в новой секции Created in Moscow. И наконец, у Cosmoscow теперь есть ярмарка-сателлит — blazar (пройдет в Музее Москвы с 9 по 13 сентября). Александра Лекомцева, соучредитель проекта по поддержке современного искусства Sample и ярмарки blazar, поясняет звучное название: «Так называют активные ядра галактик, находящие­ся далеко за пределами Млечного пути, но заметные за сотни световых лет из-за своего яркого свечения». Одновременно blazar является специальным проектом VII Московской международной биеннале молодого искусства; ее участниками — новыми звездами станут не только галереи, но и молодые художники, работающие независимо, а также институции (например, ИПСИ и Школа имени Родченко).

Специальные проекты тоже разнообразны. Павел Отдельнов, выбранный ярмаркой «художником года», покажет серию картин, написанных на основе видов с камер автомобилей «Яндекса» и Google. Стрелки гео­локации вроде бы намертво прибивают их к определенной точке, однако сами пейзажи гаражей и пустырей банальны настолько, что могут обнаружиться на любой окраине страны. Марго Трушина, победившая в конкурсе Ruinart Art Patronat, создаст «Живой уголок», где растения и камни будут говорить на разные голоса, звучащие при движении или прикосновении зрителей.

«Гараж», «музей года» Cosmoscow 2020, расскажет о своем медиаархиве: в интерактивной «комнате редкостей» будут крутить видеозаписи 1985–2020-х, посвященные художественной жизни Москвы и Ленинграда-Петербурга. «Институцией года» по выбору ярмарки стал Железногорский центр современного искусства (Курская область), который будет представлен проектами сообщества «Цикорий», основателями ЦСИ. Участники «Цикория» покажут живописные работы и найденные объекты, а также VR-проект, в который включены записи перформансов.

Победитель конкурса Audi Born-Digital Award, проведенного совместно с Фондом поддержки современного искусства Cosmoscow, медиахудожник Павел Сельдемиров покажет в рамках ярмарки тотальную инсталляцию — буквальный символ 2020 года. В ней найдутся камень, подключенный к аппарату ИВЛ, озеро, поверхность которого разбивается подобно витрине, и коронавирус, затаившийся в реке, как глубоководная мина. 

Маргарита Пушкина: 
«Приобретение искусства становится осознанным»

По объективным причинам в этом году состав участников претерпел некоторые изменения. Но мы, как всегда, опираемся на российский состав, ведь наша ярмарка в первую очередь важна для развития локального арт-рынка. Так было всегда, и понимание этой важности помогло нам не отступать и сохранить ярмарку даже в таких сложных условиях. Очень помогло и то, что мы сразу получили отклик от российских галерей: и от наших постоянных участников, и от тех, кто решился участвовать впервые. К тому же фокус на локальные мероприятия в целом соответствует тренду: все мировые эксперты предсказывают сокращение числа глобальных проектов.

Мы надеемся, что и иностранные галереи смогут принять участие в Cosmoscow 2020. Если не в офлайн-, то в онлайн-версии ярмарки. Понятно, что от кризиса пострадали многие. Наверное, для галеристов теперь логично быть более гибкими с точки зрения предложений клиентам, но это не вопрос снижения цен. Если говорить об ожиданиях — я много слышала от наших участников о том, что продажи не останавливались даже во время карантина. Мне кажется, что ситуация с карантином, наоборот, помогла более четко определить круг последовательных коллекционеров, которые понимают свою миссию, что покупка каждого произведения — это поддержка художника в частности и всей культурной сферы в целом. Интерес к искусству не пропадает. В сложные времена взгляд, скорее, сосредотачивается на важных вещах, а приобретение произведения искусства становится осознанным. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+