Документальный фильм канадского режиссера Джозефа Гиллеля «Городские мечтательницы» состоит из воспоминаний четырех героинь — выдающихся архитекторов современности. Во время съемок Филлис Ламберт исполнился 91 год, Дениз Скотт Браун было 87 лет, Корнелии Хан Оберландер — 97, Бланш Лемко ван Гинкел — 95. И все они потрясающие: умные, думающие, уверенные в себе, деятельные.
Филлис Ламберт
Родилась в 1927 году в Монреале. В 1954 году окончила Вассар-колледж под Нью-Йорком, где изучала искусство, историю и философию. Выбрала Людвига Миса ван дер Роэ архитектором здания нью-йоркской штаб-квартиры своего отца и следила за разработкой проекта. «Как заказчик и меценат, Филлис Ламберт внесла огромный вклад в архитектуру. Без ее участия была бы невозможна реализация одного из самых совершенных зданий ХХ века — Сигрем-билдинг», — сказал Рем Колхас в 2014 году, вручая ей «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале. С 1979 года Ламберт возглавляет созданный ею в Монреале Канадский центр архитектуры. Занимается работой Центра визуальных искусств, основанного ее родителями и построенного по ее проекту.
О возрасте героинь невозможно забыть, потому что рассказывают они об участии в событиях, вошедших в историю архитектуры, о сотрудничестве с великими архитекторами ХХ века. Филлис Ламберт вспоминает, например, как обсуждала с Людвигом Мисом ван дер Роэ, тогда одним из самых влиятельных архитекторов мира, план здания для компании ее отца, как вносила коррективы и просила усложнить первоначальное решение. В результате в 1958 году появился один из самых красивых небоскребов Манхэттена — Сигрем-билдинг. Бланш Лемко ван Гинкел, смеясь, рассказывает, как в 1948-м, прогуливаясь по Парижу, осмелилась запросто зайти в мастерскую Ле Корбюзье. И он сразу предложил ей работу, так что она проектировала детскую площадку на крыше хрестоматийной «жилой единицы» в Марселе. А за путешествием Дениз Скотт Браун с мужем Робертом Вентури по Лас-Вегасу, сопровождаемым сотней фотографий с кричащей рекламой, следишь с восторгом, зная, что из него родится великая книга «Уроки Лас-Вегаса» — «отповедь ортодоксальному модернизму», как ее характеризуют в фильме, и призыв к приятию и пониманию архитектуры придорожной. А если не знать об этом источнике постмодернизма, то из слов одного из его авторов все становится понятно.
Корнелия Хан Оберландер
Родилась в 1921 году в Мюльхайме-ан-дер-Руре в Германии. В 1939 году эмигрировала в США. В 1944-м окончила Смит-колледж, получив степень бакалавра, а в 1947-м стала одной из первых женщин, окончивших Высшую школу дизайна Гарвардского университета по специальности «ландшафтная архитектура». В 1953 году вышла замуж за Питера Оберландера и вместе с ним в Ванкувере основала фирму Cornelia Hahn Oberlander Landscape Architects. Участвовала в проектировании многих значимых зданий в Канаде и США. Несколько раз награждалась орденами Канады, почетный доктор нескольких университетов. С 1979 года Оберландеры были руководителями ряда программ при Еврейском университете в Иерусалиме.
Однако воспоминания о великих делах и судьбоносных встречах — только часть повествований героинь. Они давно уже абсолютно самодостаточны и профессионально самостоятельны. Они не только сделали блестящие карьеры, получили признание, звания и награды — у каждой есть дело, ставшее главным в жизни. Для Филлис Ламберт это сохранение старых кварталов Монреаля, ценность которых она одной из первых заметила и стала спасать от сноса. Для Дениз Скотт Браун это начатое вместе с Робертом Вентури изучение поп-культуры и планирование жилых районов с учетом уже существующих в них структур и жизни местных сообществ. Ландшафтный архитектор Корнелия Хан Оберландер всю жизнь стремится преображать города, делать их зелеными. Она уверена: на каждые 100 человек должен приходиться парк, а здания и деревья — составлять гармоничное целое. А Бланш Лемко ван Гинкел, помимо проектирования, активно преподавала и стала ведущим экспертом в сфере архитектурного образования.
Удивительно, но все проблемы, о которых говорят героини фильма, не разрешены и остро стоят по сей день: экология, сохранение исторического наследия и привычной организации городской среды, противостояние строительному бизнесу, который интересует только выгода. Недаром в конце фильма Скотт Браун замечает, что гордится быть старой и что все происходящее сейчас она видела уже по три раза. А Ламберт с гневом констатирует, что архитектура перестала быть искусством и поэзией и превратилась в бизнес, а он уничтожает сердце города — его центр.
Все четыре великолепные архитектурные гранд-дамы до сих пор не почивают на лаврах и не отошли от дел. Хан Оберландер, например, признается, что умерла бы от скуки, сидя без дела и играя с соседями в покер, поэтому она приходит на свои объекты в Ванкувере, проверяет самочувствие цветов и деревьев и негодует, что плитка в плохом состоянии. Ламберт руководит Канадским центром архитектуры, который сама и основала. Все читают лекции, консультируют и живо интересуются происходящим в обществе (Скотт Браун, например, с восхищением изучает граффити).
Дениз Скотт Браун
Родилась в 1931 году в Китве-Нкане в Замбии. Получила образование в Витватерсрандском университете в Йоханнесбурге в 1952 году. Окончила Архитектурную школу Архитектурной ассоциации в Лондоне в 1955-м и Пенсильванский университет в 1965-м. Известна как архитектор, теоретик и преподаватель архитектурных дисциплин. Вместе с мужем, соавтором и партнером по бюро Venturi, Scott Brown and Associates Робертом Вентури разрабатывала новые подходы к планированию городов, создала различные архитектурные проекты и написала знаменитую книгу «Уроки Лас-Вегаса», изменившую взгляд на архитектуру модернизма и положившую начало постмодернизму. В 1989 году опубликовала статью о сексизме и системе звезд в архитектуре.
Фильм об архитекторах-женщинах, естественно, поднимает тему сложности их вхождения в традиционно мужскую профессию. Но героинь Гиллеля, кажется, она сейчас не слишком интересует. Да, они входили в профессию, когда она считалась мужской, но преодолели чужие предрассудки и добились таких профессиональных высот, до которых многие мужчины и не мыслили подняться. Теперь им забавно вспоминать о снисходительных и удивленных взглядах, которые они ловили, появляясь на важных архитектурных мероприятиях. А зрителям смешно видеть фотографию, где молодая Лемко ван Гинкел сидит на каком-то съезде среди 36 серьезных пожилых мужчин.
Скотт Браун когда-то активно боролась за права женщин в архитектурном мире, даже писала об этом. Сейчас она только вспоминает, что была первой ученицей в университете, но, в отличие от ее будущего мужа, стипендии не получала. Они с Вентури всегда работали как равноправные партнеры, но главную архитектурную премию — Прицкеровскую — в 1991-м дали только ему. «Он сказал, что надо дать и Дениз, а ему ответили: нет», — спокойно констатирует она сейчас, но тогда в знак протеста не пришла на церемонию вручения. В 2016-м золотую медаль Американского института архитекторов присудили им двоим, но только после того, как этого потребовали в петиции тысячи студентов Гарварда.
Больше всех возмущается прежним положением женщин Ламберт, когда-то вышедшая замуж только затем, чтобы стать самостоятельной. Она горда, что никогда не была такой, как ее учили, «милой», не подстраивалась под мужчин. А вот Оберландер начала карьеру вполне по-женски — с проектирования детских площадок. О том, какими они должны быть, она задумалась, гуляя со своими тремя детьми — как-то надо было их занять.
Бланш Лемко ван Гинкел
Родилась в Лондоне в 1923 году. После окончания архитектурного факультета Университета Макгилла в 1945-м и факультета городского планирования Гарвардского университета в 1950-м преподавала в Гарварде, в Пенсильванском и Монреальском университетах. В 1952 году стала четвертой женщиной среди членов Ассоциации архитекторов провинции Квебек. В 1977-м начала преподавать в Университете Торонто, где с 1980 по 1982 год была деканом факультета архитектуры, первой женщиной в этой должности. В 1957 году в партнерстве с мужем Даниелем ван Гинкелом основала в Торонто компанию Van Ginkel Associates, известную своими модернистскими дизайнерскими проектами. Автор многочисленных статей об архитекторах-женщинах, архитектурном образовании и городском планировании.
Сегодня тема дискриминации женщин в архитектурных профессиях кажется исчерпанной. По крайней мере, она не слишком интересует и режиссера «Городских мечтательниц». Гораздо важнее для него проблемы жизни и развития современных городов, и его героини говорят именно об этом: что, планируя и проектируя, надо прежде всего думать о простых людях.
Джозеф Гиллель снял вполне традиционный фильм без модных прикрас вроде внедрения компьютерной графики. Выбранные им героини так хороши, что их крупные планы отлично держат зрительское внимание. В воспоминаниях они сами дозируют серьезность и иронию, хотя наверняка режиссер их редактировал. Разумеется, в фильме немало старых фотографий и хроники, но и здесь дамы ему помогли (Скотт Браун и Ламберт много и отлично снимали). А включенные в киноленту фрагменты давних интервью показывают, как хороши были эти женщины 40 лет назад, как шла им уверенность в собственной правоте. Сейчас они не менее привлекательны, годы только прибавили им мудрости, но не убавили интереса к жизни, и они действительно могут гордиться своей старостью. Единственное, в чем Гиллель ошибся, — это в названии. Мечтательницами этих женщин трудно назвать, они не мечтали, а планировали и блистательно реализовывали жизненные планы.
The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL
7–13 сентября 2020
Расписание сеансов уточняйте на www.tanrff.ru