Комиссар и экспертный совет VII Московской международной биеннале молодого искусства, организованной MMOMA, решились на сложную конструкцию. Ближайшая аналогия — из театра: в день премьеры первого акта никто не будет знать не только то, чем этот спектакль закончится, но и кто и что будет играть во втором акте.
Как заметил в своем комиссарском «стейтменте» Алексей Новоселов, работающий в команде биеннале с первого издания в 2008 году, «биеннале молодого искусства в своей основе — это не проект, не выставка, а процесс, набор различных механизмов, которые создают и поддерживают среду… Непрерывность в культурном процессе важна как его участникам, так и зрителю».
Итак, сентябрь — декабрь — показ на стенах Музея Москвы четырех sitespecific-инсталляций победителей конкурса. Было прислано 370 заявок из 64 стран, то есть на один фрагмент стены бывших Провиантских складов было более 90 (!) претендентов.
Проект Ромы Богданова Screen (Экран) — акция против тотальной слежки с помощью GPS, Wi-Fi и прочих сервисов с целью (как минимум) вычислить наши потребительские предпочтения. Богданов завесит музейные окна экранирующей тканью, которая не пропускает низкочастотные сигналы.
Работа Алины Глазун «Все немного разные» — горькая, честная, жестокая самоирония. На стене висят флажки с портретами котов, они уверены, что не похожи друг на друга. Автор же считает иначе, полагая, что все художники занимаются самоэпигонством.
Игорь Самолет в проекте «Я смотрю на тебя, ты смотришь на меня» не отсылает к знаменитым акциям Йозефа Бойса и Олега Кулика — он пытается нагрузить зрителя цифровым контентом, взятым из новостных лент и соцсетей. Выбор контента — это реакция автора на события, а отказ зрителя признать этот выбор или согласие с ним будет означать, можно ли считать Самолета участником (в чем он сам уверен) глобальных исторических процессов. В конечном счете отказ означает, что реальный мир небезнадежен.
«Настройки экрана» Алисы Омельянцевой — это в каком-то смысле инверсия работ Христо и Жанны-Клод. Речь идет об упаковке фасада в светоотражающую тонировочную пленку. Зритель, как наблюдатель за фокус-группой, видит, что происходит внутри музея, не тревожа его обитателей — ни нынешних, ни тех, чьи тени витают в Провиантских складах.
Именитой Саше Пироговой, физику и лирику, участнице основного проекта 57-й Венецианской биеннале, на сей раз досталось специальное упоминание и право показать свое видео о вечных ценностях «Вне времени» в ноябре, став связующим звеном с кураторскими проектами.
Среди кураторов конкурс был не таким жестким: две бригады и два индивидуала были выбраны из 112 заявок от представителей 26 стран. Свои инициативы покажут Лизавета Матвеева и Франческа Альтамура (их послание называется «Я не знаю, Земля кружится или нет…»), Джулия Морале и Штерре Барентсен представят «Собственные места/Архивные пространства», Эльза Абдулхакова — Forbidden Body Language. Фишка биеннале в том, что списки художников будут обнародованы только в середине сентября. На весну 2021 года отложен показ проекта «Наш мир на марше!» четвертого победителя — Абижана Тото.
Специальная программа биеннале включает девять проектов — от ярмарки blazar в параллель c Cosmoscow до концертов и дискуссий. На ярмарке, которая содержит в своем названии ту же формулировку, что и биеннале — «молодого искусства», художникам предоставлена возможность продавать работы без посредников. Разброс цен велик, но в целом их можно назвать щадящими — от 7 тыс. до 40 тыс. руб. В этом диапазоне, например, можно приобрести «янтарные» артефакты Маяны Насыбулловой, среднего размера картину Ярослава Шейна из серии «Мрамор» и фотографии Алисы Горшениной. Следующая категория — 100–200 тыс. руб. Здесь выбор тоже весьма широк, в том числе эффектные объекты из пластика Софьи Скидан. Самая дорогая работа (почти 1 млн руб.) и одна из самых впечатляющих — «Комната Ипатьева» Егора Федоричева на холсте и брезенте.
VII Московская международная биеннале молодого искусства
До 6 декабря
Ярмарка молодого современного искусства blazar
До 13 сентября