В отличие от многих других исторических памятников в России, лежащих в руинах, в Ялте и ее окрестностях многое сохранилось и содержится если не в образцовом, то, по крайней мере, в приличном состоянии.
С подачи знаменитого врача Сергея Боткина (ему на обновленной набережной Ялты стоит памятник, как и Николаю Краснову, в конце XIX века бывшему главным архитектором города) царская семья уверовала в благотворность крымского климата, а за нею в Крым потянулось, как водится, и высшее общество, в результате чего Ялта превратилась в фешенебельный курорт. Уже с 1861 года местечко Ливадия стало летней резиденцией Александра II и Марии Александровны, чье слабое здоровье и заставило венценосную пару уезжать на юг каждый год.
То, что мы видим сегодня, белоснежный, в соответствии со своим названием, Белый дворец был построен уже в начале ХХ века Николаем Красновым, оснастившим классическую виллу византийскими мотивами по тогдашним вкусам. Главный архитектор Ялты пользовался доверием русской аристократии и много строил. Помимо дворца, можно посетить церковь и погулять в прекрасном парке с видами на море, следуя буквально по стопам Александра II, для променадов которого была проложена Царская тропа, сохранившаяся по сей день. Крестовоздвиженская церковь, построенная по проекту Ипполита Монигетти в византийском стиле, служила домовым храмом. В ней отпевали императора Александра III, скончавшегося в Ливадии; здесь же приняла православие немецкая принцесса Алиса, ставшая Александрой Федоровной, супругой Николая II, да и сам он присягал на верность престолу после внезапной кончины отца.
На месте разрушенного в войну Малого дворца недавно поставили памятник Александру III, своей внушительностью напоминающий знаменитую конную статую императора-миротворца в Петербурге.
На подходе к дворцу посетителей встречает бронзовая троица — Черчилль, Рузвельт, Сталин, исполненная Зурабом Церетели по известной фотографии и напоминающая о том, что именно в Ливадийском дворце проходила Ялтинская конференция. Сюжет об исторической встрече в 1945 году лидеров стран-союзниц в рассказах гидов переплетается с историями о жизни царской семьи.
Так, в Ливадийском дворце была устроена временная резиденция Франклина Делано Рузвельта — чтобы американскому президенту в его коляске было удобно перемещаться. В парадных залах показывают документы и раритеты, рассказывающие об эпохальной встрече, а личные покои на втором этаже погружают в семейную идиллию Романовых — там портреты детей, игрушки цесаревича Алексея и домашние задания от бонн. Если повезет, в музыкальном салоне можно застать выступление ансамбля, исполняющего произведения, радовавшие слух царской семьи.
Уинстона Черчилля разместили в Воронцовском дворце. Причудливая резиденция генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Воронцова, сочетающая мавританскую экзотику с английской готикой, наряду с «Ласточкиным гнездом» стала самой знаковой достопримечательностью Южного берега Крыма. Музей в Алупке открыли еще в 1921 году, и поколения советских граждан фотографировались на память около знаменитых львов его парадной лестницы.
А вот львов, охраняющих вход в Юсуповский дворец в Кореизе, простому смертному до недавних пор было невозможно увидеть. Построенную для князя Феликса Юсупова все тем же Красновым нарядную виллу в итальянском стиле после революции прибрала к рукам ВЧК, и там отдыхал другой Феликс — Дзержинский, и прочие товарищи. Во время Ялтинской конференции здесь обосновалась советская делегация во главе со Сталиным. Ради этого княжеский дворец был основательно перестроен в угрюмом стиле генералиссимуса. Сегодня в Юсуповский дворец легко попасть с экскурсией, хотя он находится в ведении Управделами Президента. И это стоит сделать хотя бы ради того, чтобы увидеть Каминный зал, где, по преданию, участники Ялтинской конференции на неформальном ужине и порешили судьбы мира, и посмотреть на тех самых львов из красного камня, привезенных когда-то из Венеции. Богатейшая семья Юсуповых сорила деньгами, и глаза животных были инкрустированы изумрудами. В советское время изумруды исчезли, но совсем недавно львам вернули былую роскошь, правда, теперь их зрачки сделаны из искусственных зеленых кристаллов.
Слава винного завода в Массандре с его щедрыми дегустациями сладких портвейнов затмевает другую достопримечательность, заслуживающую самого пристального внимания и восхищения. Прямо над знаменитой винокурней, на горе, находится Охотничий домик Александра III. Домиком назвать этот замок во французском стиле а-ля Людовик XIII, с башенками и барочными картушами, язык не поворачивается. Это было любимое детище императора, над которым трудилась группа архитекторов (Этьен Бушар, Максимилиан Месмахер), устроившая все в соответствии с новейшими требованиями комфорта — во дворце было электричество, водопровод, вентиляция, громоотвод, заказанный в Париже.
Рядом с Охотничьим домиком находится электростанция, чью трубу Месмахер оригинально задекорировал изразцами под минарет мечети. Император умер до окончания строительства, и заканчивали его уже при Николае II. Царская семья там не жила, но приезжала на пикники: лес, начинающийся сразу за дворцом, способствовал прохладе в летнюю жару. Благодаря тому, что в советское время Охотничий домик использовали как правительственную дачу, он сохранился в почти первозданном виде. И дубовые панели, и тканые обои, и мебель Гамбса, и та самая вентиляция — все на месте. Особое впечатление производят столовая в рыцарском стиле и бильярдная комната с образчиками неплохой живописи. Роскошным парком Массандровский дворец похвастать не может, но две гигантские секвойи поражают воображение и помнят времена, когда Россия была монархией.
Дом Чехова местные жители прозвали «Белой дачей». В отстроенной на гонорары вилле в стиле модерн с садом писатель жил летом с 1899 года. Тут он написал «Даму с собачкой», «Трех сестер», «Вишневый сад». В спальне, гостиной и кабинете сохранилась мемориальная обстановка, в том числе картины Исаака Левитана и резные шкафчики из Абрамцева. Также в состав Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника входит крошечная дача Чехова в Гурзуфе, прямо на берегу моря.
Ялта, улица Кирова, 112 ; Большая Ялта, Гурзуф, улица Чехова, 22
Бывший дворец великого князя Георгия Михайловича Романова, внука Николая I, выдающегося нумизмата, попечителя Русского музея, расстрелянного в 1919 году. Был спроектирован в 1904 году вместе с парком Николаем Красновым «в современном шотландском вкусе», по словам самого архитектора. Название получил от римской крепости, чьи руины также можно видеть. Пострадал во время войны и был перестроен. Сегодня входит в комплекс санатория «Днепр». Возможны экскурсии по вилле и парку, есть небольшой археологический музей.
Большая Ялта, Гаспра-2, Алупкинское шоссе, 13
Построен по эскизам великого князя Петра Николаевича Романова, дяди Николая II, в мавританском стиле в 1895–1897 годах Николаем Красновым. Великий князь увлекался мусульманской архитектурой. В 1918 году дворец стал крепостью, где прятались члены царской семьи, пока в 1919 году британский король Георг V не прислал за ними крейсер «Мальборо», благодаря чему многим Романовым удалось выжить. Сейчас входит в комплекс санатория «Дюльбер», рядом с парком «Чаир», где, как известно, «распускаются розы».
Большая Ялта, Кореиз, Алупкинское шоссе, 19
Помимо истории российского виноделия, связанной с именем князя Льва Голицына, завод примечателен и как образец промышленной архитектуры конца XIX века. Прорубленные в горе семь винных тоннелей длиной 150 м снаружи венчает здание главного погреба 1897 года постройки, исполненное в духе флорентийского палаццо и увенчанное башней с большими часами. Обширный внутренний двор завода напоминает главную площадь старинного итальянского городка с отличным видом на горы.
Большая Ялта, Массандра, улица Винодела Егорова, 9