Монография «Конструктивный мир. Мечты о пространстве. Александр Родченко и его круг» — логичное продолжение совместного проекта Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и Музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», где на рубеже 2018–2019 годов состоялась одноименная выставка.
Среди авторов книги — кураторы выставки Кирилл Гаврилин, Александр Лаврентьев и Екатерина Лаврентьева, а также директор Музея Норильска Наталья Федянина и Марина Зиновеева, возглавляющая музей МГХПА. В монографии опубликовано более 200 произведений Александра Родченко и его ближайших соратников: Варвары Степановой, Ольги Розановой, Владимира Маяковского и Захара Быкова. Важно, что многие воспроизводятся впервые, в том числе вещи из музея Строгановки и из собрания семьи художника — Фонда Родченко и Степановой.
Четыре из двенадцати разделов книги посвящены «первоэлементам» творческой системы главного героя. Здесь прослежена взаимосвязь между различными сферами его деятельности. К таким первоэлементам авторы относят плоскость, круг, линию, а также понятия пространства и перспективы. Вокруг них группируются произведения Родченко самого разного формата. Екатерина Лаврентьева в главе «Мечты» отмечает, что «изобретатели» из числа русских авангардистов, подобно художникам эпохи Возрождения, стремились освоить как можно больше областей творчества. Изобретая новый мир, они буквально проектировали еще и самих себя, собственную жизнь.
В главе «Арктика как культурный ландшафт» Кирилл Гаврилин предлагает взглянуть на индустриальный Норильск по-новому: автору удалось разглядеть в проектах архитекторов Витольда Непокойчицкого и Лидии Миненко, отвечавших за городскую застройку в 1947–1953 годах, не только черты «сталинского ампира» и градостроительные традиции родного им Ленинграда, но и конструктивистское пространство, воплощенную мечту русских авангардистов. Планы строительства городов будущего, освоения новых пространств — одна из центральных тем и для архитекторов-конструктивистов.
Издание подчеркивает актуальность наследия Родченко, а еще роль его учеников. В числе его «наследников по прямой», как это формулирует ректор Строгановской академии Сергей Курасов во вступительном слове, — современные художники, дизайнеры, фотографы.
Фигура Родченко как основоположника дизайна у нас в стране — поистине один из столпов образовательных традиций Строгановской академии. Эта связь подчеркивается и через преемственность от Вхутемаса, где Родченко преподавал на протяжении десяти лет, и через личные связи: один из проректоров академии, инициатор выставки и книги Александр Лаврентьев — внук Родченко и Степановой. Другое связующее звено — Захар Быков, ученик Родченко во Вхутемасе, впоследствии ректор Строгановки. Ему посвящена глава издания под названием «Один из первых». Именно Быков впервые в СССР использовал термин «дизайн» и во многом сформировал идеологию новой тогда профессии.