18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галантность после радикализма

№84
Материал из газеты

Такого Мане нам еще предстоит понять

По своему функциональному назначению книга «Мане и новая красота» — каталог недавней выставки в Чикагском институте искусств и в Музее Гетти. Каталог посвящен творчеству Эдуарда Мане главным образом в последние годы жизни, когда художник обратился к «более красивым», более «фривольным» и галантным темам и стилям, предпочитая изображать сады и натюрморты, выявлять новомодную женственность и делать акцент на декоративности. Эта «феминизация» художественной практики Мане недостаточно изучена — если вообще когда-либо рассматривалась в научной литературе. Как сказано в одном из очерков, его «героическое место в истории искусства странным образом согласуется с беззаботным, непринужденным шиком его поздних работ» — такую неоднозначность и стремятся исследовать авторы каталога.

В очерке Скотта Аллана «Изменник: Мане и Салон, 1879–1882» поздние работы художника сопоставлены с другими картинами, показанными на парижском Салоне. Бывший бунтарь получил в то время официальное признание, превратившись из аутсайдера в инсайдера. Эллен Бёрнем исследует интересы Мане времен работы над картиной «Парижанка» (около 1876). Живописец тогда колебался между искусственным и естественным, между традицией и новым стилем жизни. Как раз к вопросу искусственности и подлинности в работах художника обращается Лия Лембек в очерке «Весь мир театр: изображение актрис-натурщиц у Мане». В таких картинах, как «Нана» (1877) и «Осень, или Портрет Мэри Лоран» (1882), Лембек видит нечто промежуточное между жизнью и искусством, окружающим миром и мастерской, реальным и вымышленным. 

Эмили Бини в своей работе прослеживает влияния более ранних образцов живописи на поздние портреты и натюрморты художника. Она утверждает, что эти последние выполнены отнюдь не радикалом Мане, каким он был в 1860–1870-х годах, а, скорее, городским светским человеком, сосредоточенным на «легкомысленных» темах: женщинах, моде, декоре. 

Кэрол Армстронг в статье «Маленькие пустячки Мане» рассматривает интересные образцы писем с рисунками — как пример одновременного использования художником визуального и вербального языков, как метафору диалога, взаимообмена. Бриджет Альсдорф пытается ассоциировать флористические композиции у Мане с поэтикой «Цветов зла» Шарля Бодлера. В качестве довода она указывает на «грязь на дне вазы» и на то, что в поздних натюрмортах художника есть усиление «мрака и драмы». При этом Альсдорф осознает различие между «мрачным реализмом» Бодлера и «светскостью» Мане. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+