Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева владеет домом Константина Мельникова (1890–1974) в Кривоарбатском переулке, где открыт Музей Константина и Виктора Мельниковых, и архивом архитектора. Елизавета Лихачева и Павел Кузнецов, директора этих двух музеев, вправе чувствовать моральную ответственность за сохранность его наследия. Хотя юридическую ответственность за памятники несут владельцы зданий — объектов культурного наследия регионального значения. А насколько исправно они исполняют свои обязанности, должен следить Департамент культурного наследия города Москвы. В теории все хорошо, на практике — по-разному. Вот что показал осмотр журналистами под предводительством Лихачевой и Кузнецова четырех зданий авторства Мельникова.
Самая обнадеживающая ситуация с клубом завода «Каучук», построенным на Плющихе в 1929 году. Шестьдесят лет он так и оставался клубом, так что за его физическим состоянием следили. В 1950-е годы пережил капитальный ремонт с украшательством: был расписан потолок зрительного зала, интерьеры получили лепной декор, то есть архитектуру «формалиста», как тогда пометили Мельникова, обогатили в стиле сталинской эстетики. В 1987-м клуб был взят под госохрану, что не помешало многочисленным искажениям его облика, появившимся в результате переделок в 1990–2010-е годы, когда арендаторами стали «Арт-центр на Плющихе» и ресторан «Золотой дракон». Однако в этом году клуб передан в безвозмездное пользование Сеченовскому университету, и по его заказу научно-проектным реставрационным предприятием «Симаргл» проведены исследования для предстоящей реставрации. Проектные предложения можно увидеть в самом здании, пока находящемся в плачевном состоянии. Но есть надежда, что реставрация все же состоится и студенты-медики получат клуб-памятник.
А вот будущее клуба парфюмерной фабрики «Свобода» на Вятской улице, к сожалению, туманно. Уже три года здание, находящееся в собственности Москвы, наглухо закрыто и, как всякий бесхозный дом, постепенно разрушается. О последнем его арендаторе — ресторане «Суриков-холл» — напоминает приклеенный к фасаду баннер с изображением бархатно-золотого интерьера. Свидетели утверждают, что богатство обстановки «Суриков-холла» ослепляло. Так что достижения проведенной ООО «ИНТЭС» в 2004–2006 годах реконструкции-реставрации ресторан затмил; нынешняя бесхозность ее добивает, штукатурка отлетает от фасада кусками. Необходимо добавить, что та реставрация строго научной не была: часть первоначальных элементов здания восстановили, а часть, наоборот, уничтожили.
В целом этот клуб невезучий. Первоначальный проект, где вытянутая форма здания напоминала о цистернах, используемых в парфюмерном производстве, подвергался многочисленным изменениям. Например, вместо внешних пандусов появились лестницы, «цистерна» стала не круглой, а граненой, в зрительном зале вместо двух раздвижных перегородок осталась одна. В 1940–1950-е годы клуб был превращен во Дворец культуры им. М.Горького, до 1990-х там велась культмассовая работа — и делались ремонты, искажавшие первоначальный облик памятника.
Здание в Большом Сухаревском переулке было спроектировано для конторы Новосухаревского рынка и построено в 1926 году. Белая треугольная башня маяком возвышалась среди моря рыночных павильонов. Со временем рынок исчез, в башне селились различные конторы, и ее геометрическая красота уже никого не волновала. Хотя в начале 1970-х Мельников еще надеялся на ее реставрацию. Вообще, трудно себе представить, что чувствовал архитектор, наблюдая обветшание и перестройки его зданий, видя, как исчезают все его уникальные, продуманные и новаторские решения. В мае этого года право собственности на здание конторы, по сведениям Музея архитектуры, было зарегистрировано на имя Дмитрия Разумова, генерального директора группы ОНЭКСИМ. Охранник, следящий за обшарпанным объектом, уверяет, что башню планируют отреставрировать и вернуть ей первоначальный вид.
Гараж Госплана — одно из самых эффектных поздних (1936 года) творений Мельникова и его ученика Владимира Курочкина. Огромное, в четыре этажа, окно-фара делает здание запоминающимся. «Один „глаз“, смещенный с центра к высокому объему административного корпуса с узким прорезом трубы, — и я обрел связь „формалистического“ подхода с самой сущностью из мира прекрасного» — без этой цитаты из дневников Мельникова не обходится никакая статья о гараже, который долгие годы так и оставался гаражом, утратившим башню главного фасада. В 1990-е он был частично приватизирован, пережил пожар и реставрацию. Сегодня здесь располагаются автомастерская, инженерная компания, типография, прием цветных металлов, два магазина. Выглядит здание вполне прилично, но ему явно нужна еще одна реставрация, исправляющая все упущения предыдущей.