18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Строительство Большого Египетского музея завершается

№84
Материал из газеты

Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий

Строительство Большого Египетского музея завершится к концу текущего года. Об этом рассказал Атиф Мофта, которому президент Египта Абдель Фаттах Халиль ас-Сиси еще в 2016 году поручил руководство одной из самых престижных музейных строек XXI века. Новый музей неподалеку от пирамид Гизы претендует и на роль самого затянувшегося долгостроя: его открытие откладывается с 2011 года, а стоимость проекта выросла за это время почти вдвое — до $1 млрд. В апреле открытие было снова перенесено с конца 2020 на 2021 год. Сейчас Мофта не готов назвать конкретные даты ввиду «обстоятельств, связанных с пандемией COVID-19». Тем не менее, по оценкам руководителя проекта, «здание готово на 96,5%». Еще «от четырех до шести месяцев» в 2021 году уйдет на размещение в залах около 100 тыс. артефактов, в том числе 3 тыс. предметов из гробницы фараона Тутанхамона.

Атиф Мофта — инженер по образованию, генерал-майор и главный супервайзер стройки — гордится тем, что внес в строительство собственный вклад: он переработал проект главного фасада. Дублинское архитектурное бюро Heneghan Peng, выигравшее конкурс на проект музея в 2003 году, планировало выстроить километровую стену из прозрачного оникса, которая должна была подсвечиваться изнутри по ночам. Стена Мофты выполнена из стекла, почти вдвое короче и на $180 млн бюджетных денег дешевле, чем планировалось изначально.

Тем не менее Большой Египетский музей, бесспорно, оправдывает свое название. Его площадь составляет 490 тыс. кв. м — это размер крупного аэропорта. В атриуме, по словам архитектора Ройшн Хенеган, «можно припарковать Боинг-747», а экспозиционное пространство «по размеру как четыре футбольных поля». Самый большой экспонат — статуя Рамсеса II высотой 11 м и весом 83 т — приехал сюда еще в январе 2018 года, и атриум возводился уже вокруг него. За его спиной расположена широкая лестница, украшенная 87 статуями египетских богов и фараонов. Пока они стоят в защитной упаковке, но, когда их раскроют, будут служить своего рода визуальным пособием по истории Древнего Египта для поднимающихся по ступеням туристов.

Лестница ведет в залы Тутанхамона, одну из главных достопримечательностей будущего музея, однако вход туда еще закрыт. Здесь впервые в истории будут демонстрироваться все артефакты из 3300-летней гробницы фараона, обнаруженной Говардом Картером в 1922 году. Помимо сокровищ из золота — маски фараона, диадемы, саркофагов, колесниц, ювелир- ных изделий, посетители увидят предметы повседневного обихода: трости и посохи, набедренные повязки, бумеранги, игры и ларцы с семенами кориандра и ягодами можжевельника.

Площадь залов Тутанхамона превысит площадь его гробницы более чем в 60 раз и составит 7 тыс. кв. м. Идея заключается в том, чтобы экспонировать сокровища в четырех залах так, как их обнаружил Картер. Сейчас же они путешествуют по миру — побывали в Лос-Анджелесе, Париже и Лондоне и привлекли 2,7 млн посетителей. Собранные благодаря выставке средства — более $20 млн — пойдут на финансирование нового музея. Огромный вклад в создание музея внесла Япония, предоставив кредит в размере 75% сметной стоимости проекта в $1 млрд и экспертную поддержку, обучив несколько сотен египетских реставраторов.

Самый известный египтолог страны Захи Хавасс заявил, что Большой Египетский музей станет «крупнейшим в мире» (музеи Китая могли бы с этим поспорить). В ходе интервью в здании старого Египетского музея в центре Каира он рассказал, как сокровища поделят между двумя музеями, старым и новым, и что заменит маску Тутанхамона и другие знаменитые экспонаты в Каире, когда те переедут в Гизу.

Многие предметы из гробницы Тутанхамона уже находятся в реставрационном центре Большого Египетского музея. «По сути, мы заново открываем коллекцию фараона, — говорит Тайеб Аббас, глава отдела археологии. — Эта работа не менее важна, чем открытие Картера». Внешний саркофаг Тутанхамона из позолоченного кипариса привезли в реставрационный центр в прошлом году, он впервые в истории покинул гробницу в Долине Царей около Луксора, расположенную в 490 км от музея. Несмотря на сопротивление местных жителей, саркофаг не вернут обратно, он будет представлен в новой экспозиции вместе с двумя внутренними саркофагами Тутанхамона.

Новый музей надеялся получить и мумию фараона, однако общественности Луксора удалось отстоять ее. Они воспринимают мумию не только как туристическую достопримечательность, но и как предка. Хавасс относится к этому с пониманием: «Я глубоко уважаю их позицию. Мумия останется на месте».

Тем не менее Хавасс возобновил расследование обстоятельств смерти Тутанхамона. По его словам, анализ ДНК поможет установить, действительно ли в ногу фараона попала инфекция и была ли его смерть несчастным случаем, а не убийством, как считается сейчас. А еще энергичный египтолог написал оперу «Tутанхамон», которая, как он надеется, будет исполнена на церемонии открытия музея.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+