Возвращение прежней входной группы на законное место в доме 20 по Лахтинской улице заняло почти два года. В результате восстановлены не только витражи, но и двери — теперь жильцы планируют отреставрировать парадное целиком. И это не единственный в Петербурге пример, когда обитатели дома сами занимаются его реставрацией.
Как рассказал нашему корреспонденту Даниэль Лурье, идея родилась у него, когда семья купила квартиру в этом доме. Начал искать информацию об архитекторе и застройщике. Оказалось, что дом был построен в 1909 году известным в Петербурге архитектором Константином де Рошфором, автором знаменитого торгового дома «С.Эсдерс и К.Схейфальс» на углу набережной реки Мойки и Гороховой. Кто-то из знакомых подсказал, что в интернете есть сведения о родных витражах с наружных дверей. Декоративные стекла, украденные еще в середине 1990-х, нашлись на одном из сайтов бесплатных объявлений. Лурье выкупил витражи, довольно хорошо сохранившиеся. Это стало первым шагом.
Парадный вход состоит из внешних и внутренних дверей, между ними — небольшой тамбур. Первоначальные двери, внешние и внутренние, сохранились с момента постройки дома, но были в очень плохом состоянии и не обеспечивали безопасность; почти десятилетие назад жильцы закрыли их металлическими створами. У внутренних дверей, сделанных из лиственницы, было покороблено полотно, имелись дыры, вместо стекол — фанера, облупившаяся краска в несколько слоев. Их ремонтом занимался знакомый Лурье столяр. Он восстановил расстекловку, выпрямил дверное полотно, дополнил утраты.
Наружные двери в виде фигурного фонаря выполнены из массива лиственницы и обшиты дубовой фанерой. За десятки лет они пострадали не слишком сильно, главные потери были в нижней части, подгнившей из-за нарушения гидроизоляции. Но непростая конфигурация и технология изготовления требовали усилий профессионалов. Реставрацию этих дверей выполнила мастерская Виктора Парунова, которая занимается восстановлением исторических интерьеров, в том числе дверей. В целом работы по реставрации дверей обошлись Даниэлю Лурье в 250 тыс. руб.
Сейчас он планирует восстановить весь тамбур, включая полы и плиточное покрытие. «Мы хотим снять всю плитку; что можно отреставрировать — восстановим, в остальном используем аналоги, — говорит Лурье. — Полы я сам не потяну, нужно скидываться всем подъездом, и среди жильцов уже есть желающие поучаствовать в восстановлении интерьера. К сожалению, из-за пандемии работы идут медленнее, чем планировалось, но мы все равно их выполним».