18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Трудная прогулка по современному искусству

Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й Московской Арт Премии. Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны

Московская Арт Премия (так официально и пишется в обход родной грамматики — каждое слово с прописной буквы) — мероприятие во всех смыслах солидное. У этого проекта Фонда современного искусства, поддержанного Правительством Москвы, экспертный совет состоит из уважаемых профессионалов в каждой из пяти номинаций: изобразительное искусство и архитектура, музыка, театр, литература, кино. Совет отбирает номинантов и путем голосования определяет трех победителей. Их денежное вознаграждение также весьма внушительное: в каждой номинации они получают по 3 млн, 2 млн и 1 млн руб. соответственно занятому месту. Есть еще и главный приз за лучший проект года — 3 млн руб. Так что премия вполне, что называется, престижная, и понятно, почему привлекла большое количество участников.

Выставка многочисленных номинантов в разделе «Изобразительное искусство и архитектура» открыта в парке «Зарядье». Основная экспозиция теснится в Медиацентре, но работы расположены и во всех павильонах, и на открытом воздухе. В общем, современное искусство ожидает зрителей на каждом шагу. И если в музеи и выставочные залы приходит публика, знающая, на что идет, то пришедшие погулять в «Зарядье» люди теряются от нежданной встречи с инсталляциями и объектами. Хотя ничего особенно экстравагантного и шокирующего неподготовленного человека на выставке нет. Жаль, конечно, что здесь не предусмотрено зрительское голосование и мы не узнаем, что же нравится независимому от устоявшихся мнений посетителю.

Ну а для завсегдатаев показов современного искусства здесь почти все знакомо, сплошное дежавю. Согласно положению о премии, в ней оцениваются произведения последних трех лет, и большинство номинированных работ, по крайней мере лучших, можно было увидеть на выставках в московских музеях. И их авторы хорошо известны. В выставке в «Зарядье» приняли участие Игорь Шелковский, Константин Батынков, Евгений Антуфьев, Анна Желудь, Витас Стасюнас, Игорь Самолет, Алексей Беляев-Гинтовт, Мария Сафронова, Павел Отдельнов, Ян Гинзбург, Сергей Шеховцов и другие, всего 50 экспонентов. Некоторые представлены отдельными работами, но большинство, как, например, Таус Махачева, — фрагментами своих недавних выставок. Среди работ есть и те, что просто преследуют опытного зрителя: стальная матрешка «Агата» Григория Орехова и здесь блестит отполированными боками. «Неваляшка втягивает внешний мир в себя, на это настроена геометрия ее поверхностей — от выпуклостей до воронок», — объясняет автор.

Пояснительные тексты к экспонатам написаны вполне понятно, часто самими авторами, но в них есть некоторые умолчания. «Однажды казаки пришли на выставку современного искусства, но увиденное им не понравилось…» — читаем объяснение Дмитрия Зарвы к его милой графичной картине «Казаки на выставке». Вообще-то казаки приходили на выставки Марата Гельмана не однажды, в Москве и в Краснодаре, и «не понравилось» — слишком мягкая формулировка для их действий, но выставка в «Зарядье» не терпит конфликта, она общепримиряющая.

Честно говоря, любая выставка номинантов драматургически не выстроена, такой уж жанр. А количество участников и разбросанность экспонатов делают показ в околокремлевском парке вообще трудным для осознанного восприятия. Работы можно обнаружить в самых непредвиденных местах: «Ноев ковчег» Максима Харлова (ребра купола погибшей церкви напоминают остов затонувшего корабля) заморожен в «Ледяной пещере», претенциозной композиции «Протосимфония» Алексея Дьякова (пень и корневище могучего дерева, над ним тесаный ствол, в завершение — световой фонарь плюс музыкальное сопровождение) явно тесно в отведенном месте «Заповедного посольства». Зато повезло деревянному «Хранителю» Дмитрия Аске: пятиметровая деревянная скульптура, напоминающая огромную детскую игрушку, стоит у входа в парк, и ее невозможно не заметить. До прибытия на выставку она украшала двор комплекса Balchug Residence.

Девиз премии — «В Москве, о Москве, для Москвы», но это вовсе не значит, что столица — главный герой принятых на конкурс произведений. Как объяснено на сайте мероприятия, достаточно, что участник живет или выставляется в городе. Так что столице посвящено совсем немного произведений. Объявят победителей-лауреатов 1-й «Московской Арт Премии» предположительно через три месяца, но только когда закончится режим пандемических ограничений. Очевидно, церемония награждения задумана торжественной и многолюдной.

Перед каждым членом экспертного совета стоит ответственная и непростая задача определить лауреатов. Для Ольги Свибловой и Василия Церетели она осложняется еще и тем, что среди номинантов — участники выставок в музеях, где они директорствуют. Но будем надеяться, что среди авторов инсталляций, концептуальных проектов, декоративных арт-объектов и медитативных видео они сумеют выбрать лучших.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+