18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Люксембурге открыто новое хранилище произведений искусства

В Люксембурге 17 сентября торжественно открылся девятый в мире «фрипорт» — крупное хранилище произведений искусства. Событие собрало 400 VIP-персон мирового арт-рынка, большинство из которых отбиралось организаторами по длине языка последующего «сарафанного радио». В новейшем здании за €55 млн многие видели повторение футуристической архитектуры сингапурского фрипорта, но итальянские архитекторы проекта взяли за образец советские дворцы молодежи конца 1970-х — с массивными лестницами и барельефами на всю стену. Мероприятие почтил присутствием сам великий герцог Люксембургский, а также представители правительства — премьер-министр и министр финансов страны. Справедливости ради отметим, что для коллекционеров, желающих отныне разместить культурные ценности в пределах герцогства, существуют небольшие ограничения, не упомянутые большинством СМИ «по горячим следам» пресс-релизов. Сегодня, спустя две недели после начала работы фрипорта, остановимся на них подробнее.

Что такое Люксембург, с точки зрения экономически подкованного человека? Это территория с особым налоговым режимом, проще говоря, офшорная зона. Однако зона европейская и весьма статусная, 80% финансовых арт-фондов (в том числе китайских) имеют люксембургскую прописку. Здесь же расположен головной офис финансового аналитика Deloitte, три года назад открывшего подразделение Deloitte Art Finance для работы с инвестициями в искусство. Люксембургский фрипорт по определению не должен был стать исключением, обеспечивая доступ к произведениям искусства, находящимся на хранении, в режиме свободной налоговой зоны (знакомой нам по duty free), то есть беспошлинно ввозимым и вывозимым.

Однако на презентации большинство приглашенных ожидал сюрприз. Оказалось, что хранилище попало под люксембургское законодательство, обеспечивающее 0% VAT при импорте, но 15% VAT при желании экспорта ввезенного предмета искусства. Правда, это касается лишь экспорта в страны Евросоюза, нормам которого Люксембург настойчиво склоняют соответствовать. Добавим, что с 1 января 2015 года ожидается введение 6%-ного налога на импорт предметов искусства, однако он также касается Европейского Союза. На развивающиеся страны, к которым принято относить Россию, проценты не распространяются.

Что же склонило к размещению фрипорта именно в Люксембурге Ива Бувье, инвестора и совладельца аналогичных хранилищ в Женеве, Цюрихе и Сингапуре (с более благосклонным налогообложением)? И почему к моменту открытия было выкуплено до 60% площадей? Очевидно, причина — в использовании фрипорта и хранимых ценностей в качестве входного билета в люксембургскую финансовую тусовку. Причем понимает это как руководство страны (сигнализируя об этом обилием титулованных особ на открытии), так и Deloitte, по слухам также вложившийся в создание хранилища. В сумме они донесли очень четкий месседж: «Храните искусство и параллельно занимайтесь бизнесом на нашей территории. За вывоз придется заплатить, но вы ведь не станете этого делать, верно? Вас ведь интересует наше упрощенное налоговое законодательство». Несогласных на открытии не нашлось. Тем более что сегодня произведение искусства все чаще переживает смену владельцев, при этом физически оставаясь в арендованной на долгое время ячейке. А сделки по покупке-продаже художественных ценностей, совершенные на территории фрипорта, налогом по люксембургскому законодательству не облагаются, равно как и временный вывоз работ на выставки. Так что продавайте и владейте! Но храните в пределах страны.

Статистически новый фрипорт выглядит так: общая площадь 22 тыс. м2, площадь ячеек 15 тыс. м2, 8 просмотровых комнат, максимальный срок хранения (опять же по законодательству герцогства) 29 лет, стоимость от €2 в день за минимальную ячейку. Из эксклюзивных особенностей стоит выделить двери размером 4х4 м, что делает доступным хранение дорогостоящей габаритной скульптуры и инсталляций; расположение хранилища в пределах люксембургского аэропорта, что сводит логистику предметов искусства (по статистике, чаще всего повреждающихся именно во время транспортировки) к минимуму и наличие дружественной авиакомпании CargoLux, позволяющей оформить все виды документации в пределах одного кабинета фрипорта.

Подводя итог, можно сказать о том, что с появлением фрипорта экономика искусства вступила в новый этап — создания all-in-one-сервисов, которые объединяют эстетические и повседневные нужды состоятельного человека — иными словами, искусство и деньги под одним присмотром.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+