18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Люксембурге открыто новое хранилище произведений искусства

В Люксембурге 17 сентября торжественно открылся девятый в мире «фрипорт» — крупное хранилище произведений искусства. Событие собрало 400 VIP-персон мирового арт-рынка, большинство из которых отбиралось организаторами по длине языка последующего «сарафанного радио». В новейшем здании за €55 млн многие видели повторение футуристической архитектуры сингапурского фрипорта, но итальянские архитекторы проекта взяли за образец советские дворцы молодежи конца 1970-х — с массивными лестницами и барельефами на всю стену. Мероприятие почтил присутствием сам великий герцог Люксембургский, а также представители правительства — премьер-министр и министр финансов страны. Справедливости ради отметим, что для коллекционеров, желающих отныне разместить культурные ценности в пределах герцогства, существуют небольшие ограничения, не упомянутые большинством СМИ «по горячим следам» пресс-релизов. Сегодня, спустя две недели после начала работы фрипорта, остановимся на них подробнее.

Что такое Люксембург, с точки зрения экономически подкованного человека? Это территория с особым налоговым режимом, проще говоря, офшорная зона. Однако зона европейская и весьма статусная, 80% финансовых арт-фондов (в том числе китайских) имеют люксембургскую прописку. Здесь же расположен головной офис финансового аналитика Deloitte, три года назад открывшего подразделение Deloitte Art Finance для работы с инвестициями в искусство. Люксембургский фрипорт по определению не должен был стать исключением, обеспечивая доступ к произведениям искусства, находящимся на хранении, в режиме свободной налоговой зоны (знакомой нам по duty free), то есть беспошлинно ввозимым и вывозимым.

Однако на презентации большинство приглашенных ожидал сюрприз. Оказалось, что хранилище попало под люксембургское законодательство, обеспечивающее 0% VAT при импорте, но 15% VAT при желании экспорта ввезенного предмета искусства. Правда, это касается лишь экспорта в страны Евросоюза, нормам которого Люксембург настойчиво склоняют соответствовать. Добавим, что с 1 января 2015 года ожидается введение 6%-ного налога на импорт предметов искусства, однако он также касается Европейского Союза. На развивающиеся страны, к которым принято относить Россию, проценты не распространяются.

Что же склонило к размещению фрипорта именно в Люксембурге Ива Бувье, инвестора и совладельца аналогичных хранилищ в Женеве, Цюрихе и Сингапуре (с более благосклонным налогообложением)? И почему к моменту открытия было выкуплено до 60% площадей? Очевидно, причина — в использовании фрипорта и хранимых ценностей в качестве входного билета в люксембургскую финансовую тусовку. Причем понимает это как руководство страны (сигнализируя об этом обилием титулованных особ на открытии), так и Deloitte, по слухам также вложившийся в создание хранилища. В сумме они донесли очень четкий месседж: «Храните искусство и параллельно занимайтесь бизнесом на нашей территории. За вывоз придется заплатить, но вы ведь не станете этого делать, верно? Вас ведь интересует наше упрощенное налоговое законодательство». Несогласных на открытии не нашлось. Тем более что сегодня произведение искусства все чаще переживает смену владельцев, при этом физически оставаясь в арендованной на долгое время ячейке. А сделки по покупке-продаже художественных ценностей, совершенные на территории фрипорта, налогом по люксембургскому законодательству не облагаются, равно как и временный вывоз работ на выставки. Так что продавайте и владейте! Но храните в пределах страны.

Статистически новый фрипорт выглядит так: общая площадь 22 тыс. м2, площадь ячеек 15 тыс. м2, 8 просмотровых комнат, максимальный срок хранения (опять же по законодательству герцогства) 29 лет, стоимость от €2 в день за минимальную ячейку. Из эксклюзивных особенностей стоит выделить двери размером 4х4 м, что делает доступным хранение дорогостоящей габаритной скульптуры и инсталляций; расположение хранилища в пределах люксембургского аэропорта, что сводит логистику предметов искусства (по статистике, чаще всего повреждающихся именно во время транспортировки) к минимуму и наличие дружественной авиакомпании CargoLux, позволяющей оформить все виды документации в пределах одного кабинета фрипорта.

Подводя итог, можно сказать о том, что с появлением фрипорта экономика искусства вступила в новый этап — создания all-in-one-сервисов, которые объединяют эстетические и повседневные нужды состоятельного человека — иными словами, искусство и деньги под одним присмотром.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+