18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обнаруженная рукопись Поля Гогена открывает тайны художника

Лондонская Галерея Курто приобрела оригинал рукописи с 20 иллюстрациями, написанной художником в полинезийской хижине, и планирует выставить его в следующем году

Галерея Курто приобрела никогда прежде не экспонировавшуюся рукопись Поля Гогена Avant et après («До и после»). Речь идет о произведении книжного формата, которое художник завершил на полинезийском острове Хива-Оа в феврале 1903 года, всего за два месяца до своей смерти в возрасте 54 лет.

Это одна из самых выдающихся рукописей художников, которые когда-либо приобретались государственной коллекцией Великобритании со времен Второй мировой войны. Она вошла в коллекцию Курто по схеме Acceptance in Lieu («принятие вместо»), позволившей погасить £6,5 млн налога на наследство.

Гоген писал Avant et après в своей полинезийской хижине в большом блокноте (почти формата A4), который, вероятно, заново переплели приблизительно в 1918 году. Помимо 213 страниц аккуратно написанного текста, блокнот содержит 8 полностраничных рисунков и 2 рисунка в тексте, а также 19 монотипий.

В нижней части изумительной обложки в два столбца написаны фразы на французском языке: «Чтобы плакать», «Чтобы страдать», «Чтобы умереть» и «Чтобы смеяться», «Чтобы жить», «Чтобы наслаждаться». На внутреннюю часть обложки наклеены три оттиска Утагавы Кунисады 1850-х годов, а на заднюю — копия гравюры Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), что свидетельствует о разнообразии художественных интересов Гогена.

Кетти Готтардо, куратор отдела рисунков в Курто, говорит, что Avant et après представляет собой «наполовину мемуары, наполовину манифест». Книга содержит откровенные истории из жизни и замечания об Эдгаре Дега, Камиле Писсарро, Поле Сезанне и Поле Синьяке.

Важнее всего, что Гоген пишет о девяти неделях, которые он провел с Винсентом ван Гогом в «желтом доме» в Арле, то есть о периоде творческого сотрудничества, резко оборвавшемся в тот вечер, когда ван Гог отрезал себе мочку уха. Создается ощущение, что в этих записях Гоген пытается оправдать свои действия и полностью возложить вину за произошедшее на товарища.

В Avant et après Гоген не скупится на язвительные комментарии о парижских дилерах, не разглядевших его талант, и о заносчивых представителях французских колониальных и церковных властей в Полинезии.

Художник надеялся опубликовать рукопись во Франции и незадолго до смерти отправил ее своему другу, бельгийскому критику Андре Фонтена, жившему в Париже. Как нетрудно догадаться, идея ее публикации не вызвала особого энтузиазма, поскольку к тому времени Гоген еще не стал звездой. В 1907 году Фонтена передал манускрипт бывшей жене художника Метте Гоген. В 1924 году она продала Avant et après немецкому издателю Курту Вольфу, который четыре года спустя выпустил факсимиле блокнота небольшим тиражом. В том же году Вольф продал рукопись своему другу Эрику Эрнсту Швабаху, богатому издателю из семьи банкиров, который перевел текст на немецкий язык в 1920 году.

Теперь мы можем рассказать историю приключений рукописи на протяжении ХХ века. В середине 1920-х Швабах продал Avant et après текстильному фабриканту Эриху Герицу. В 1934 году из-за прихода к власти нацистов Гериц бежал из Германии в Великобританию и принял британское подданство. К тому времени он успел собрать выдающуюся коллекцию импрессионистов и немецких экспрессионистов (в частности, Ловиса Коринта) и позднее передал несколько работ в дар Тейт и Британскому музею.

Выяснилось, что после смерти Герица в 1955 году Avant et après каким-то образом оказалась у нью-йоркского дилера Джона Флеминга из галереи Rosenbach. На тот момент ее стоимость оценивалась в $85 тыс. В результате судебного процесса рукопись вернулась в собственность его детей, а затем перешла одному из внуков, недавно предложившему ее в счет уплаты налога на наследство.

Хотя Avant et après и была доступна в виде факсимиле и расшифровок, за последние полвека ни один искусствовед ни разу не видел саму рукопись. Готтардо объясняет, что оригинал содержит много ранее неизвестной информации. В частности, теперь можно установить, какие из изображений представляют собой рисунки, а какие сделаны в технике монотипии. Кроме того, на обороте одной из монотипий удалось обнаружить рисунок, изображающий собаку.

Однажды Гоген сказал о своих рисунках, что это «мои личные письма, мои секреты», так что эти работы дают редкую возможность глубже узнать его творческий метод. Один из набросков, вероятно, является автопортретом.

Рукопись Avant et après будет экспонироваться со следующей весны, когда Галерея Курто вновь откроет свои двери после большого ремонта.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+