После того как Калифорнийский университет в Сан-Франциско (UCSF) сообщил о планах сноса одного из своих зданий, Управление служб общего назначения при правительстве США, в ведении которого находятся произведения, созданные в рамках программы государственного финансирования изобразительного искусства «Нового курса» Рузвельта, уведомило учебное заведение о том, что считает украшающую стены Ю-Си-Холла группу фресок федеральным имуществом, находящимся во временном пользовании вуза. Теперь две организации обсуждают, как государство может помочь сохранить произведения.
В 1930-е годы художник из Польши Бернард Закхайм (1898–1985), ученик Диего Риверы, создал для университета серию из десяти муралов, иллюстрирующих эпизоды из медицинской истории Калифорнии. Теперь учебное заведение намерено снести здание, на стенах которого они написаны, чтобы построить на его месте новый исследовательский центр. Это решение раскритиковали защитники культурного наследия и семья художника, публично призвавшие спасти фрески.
Представительница университета рассказала газете San Francisco Chronicle, что перенос изображений может обойтись в $8 млн и институция приняла решение не тратить государственные средства на такой сложный проект, «когда университетская система и без того находится в трудном финансовом положении вследствие пандемии COVID-19». В официальном заявлении университет добавляет, что обращался к двум фирмам, специализирующимся на сохранении объектов исторического наследия, и обе они пришли к заключению, что перемещение хрупких росписей, «по всей вероятности, нанесет им непоправимый ущерб».
Кроме того, университет связался с живущим в Лос-Анджелесе 76-летним сыном художника Натаном Закхаймом, предложив семье снять муралы за собственный счет и дав три месяца на подготовку проекта. У Натана Закхайма уже есть подобный опыт. Профессиональный реставратор, в 1967 году он вместе с отцом снимал и реставрировал для Калифорнийского университета две другие фрески, располагавшиеся на здании Коул-Холла. Он полагает, что мог бы выполнить работы за $1 млн.
В числе выступающих против уничтожения муралов — Джеки Брокстон, исполнительный директор Благотворительного фонда Бидди Мейсон. В колонке, вышедшей в газете Los Angeles Times, Брокстон пишет, что на фресках фигурирует рожденная в рабстве медсестра и акушерка Бидди Мейсон, изображенная за лечением больного малярией вместе с доктором Джоном Гриффином, одной из центральных фигур калифорнийской медицины раннего периода. «Закхайм правдиво изображает Мейсон, которая всегда была источником поддержки и утешения, одним из столпов раннего Лос-Анджелеса, — пишет Брокстон, добавляя: — В Соединенных Штатах ничтожно мало памятников небелым женщинам. И их станет еще меньше, если университету позволят реализовать необдуманный план по уничтожению фрески с Бидди Мейсон и девяти других монументальных работ».
Пока университет изучает возможности переноса фресок в музей или какую-нибудь другую институцию, «где за их состоянием будут следить специалисты и где они будут доступны для ученых и широкой публики». Но если такую институцию найти не удастся, произведения могут быть разрушены вместе со зданием.