18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самая большая в Европе ретроспектива Синди Шерман открылась в Фонде Louis Vuitton

№84
Материал из газеты

Выставка объединяет около 170 работ художницы, созданных в период с 1975 по 2020 год, и представляет ее в образах лицедеев, актрис вымышленных фильмов и «копий без оригиналов»

В портфолио Синди Шерман — если это слово вообще уместно применять к звезде, — топовые позиции в рейтингах влиятельности художников, участие во всех знаменитых биеннале, рекордные почти $4 млн за фотографию на Chri­stie’s в 2014 году в Нью-Йорке. Шерман повлияла на эстетику гламурных журналов, но главное — на их критическое восприятие публикой. Ее справедливо называют лидером pictures generation (по одноименной выставке в Метрополитен-музее в 2009 году).

В Париже Синди Моррис Шерман (р. 1954) показывает 170 работ (более 300 изображений из разных серий), созданных между 1975 и 2020 годами, из музеев и частных коллекций. 

Самая известная серия Шерман — Untitled Film Stills (1977–1980). Название следовало бы перевести на русский язык как «Кадры без названия из вымышленных фильмов». Автор примеряет на себя костюмы и лица (с макияжем и без) домохозяек, проституток, девушек с перспективами и без оных, женщин брошенных и самодостаточных.

Воздержимся от обсуждения феминистских сюжетов в духе Симоны де Бовуар («женщиной не рождаются — ею становятся»). В данном случае важнее признание Шерман в том, что чемодан оказался с двойным дном. Ее персонажи обнаруживали себя лицедеями. Они прячутся за маски, любезно предоставленные им массмедиа. Выдают себя за кого-то и борются неясно с чем. Одежда навязывала персонажам определенное поведение, а они пытались уклониться от этих ролей. Неслучайно героини Шерман, за редким исключением, не смотрят в объектив фотокамеры. Обычно куда-то вбок. Об этой серии блестяще сказала Розалинда Краусс: «Это копии без оригиналов».

Кстати, сейчас, в эпоху селфи, помноженную на всю мощь социальных сетей, работы Шерман выглядят не менее актуально, чем 40 лет назад.

Но есть фото Untitled Film Still #13 (1978): барышня интеллектуального вида достает альбом с библиотечной полки. Название четко читается только у одного фолианта — «Американское искусство с 1900 года». Конечно, это автопортрет Шерман, которая уже тогда (как сейчас понятно, вполне по праву) примеривала на себя роль персонажа такой книги. Но ирония и здесь не изменяет ей: она достает с полки совсем другой альбом.

Серия Society Portraits (2008) показывает светских львиц Манхэттена. Здесь все преувеличено: макияж, броскость одежды и украшений. Роли распределены и приняты, маски надеты, они неснимаемы и несменяемы.

Еще одна серия — History Portraits (1988–1990) — отсылает не к портретам исторических персонажей, а к стереотипам восприятия этих людей после туристического забега по музеям. Кто эта пышногрудая дама в декольтированном платье? Мария-Антуанетта? Виктория? А кто автор портрета, изображающего Мадонну с Младенцем? Леонардо? Рафаэль?

В последние годы Шерман занялась «трансвестизмом» и стала примерять на себя, точнее, на свое артистическое «я» мужские образы. Они мечтательны, задумчивы и женственны. Это уже точный бросок в кольцо феминизма.

Если ретроспектива, то на полную катушку. Ведь Шерман — изысканный куратор, что доказала участием в основном проекте ­55-й Венецианской биеннале. Проект Crossing Views — это диалог с коллегами 60 произведений 20 авторов из коллекции фонда на тему портрета и его интерпретаций в разных медиа. Среди авторов — Марина Абрамович, Кристиан Болтански, Луиз Буржуа, Гилберт и Джордж, Вольфганг Тильманс, Энди Уорхол, Дэмиен Херст.  

Фонд Louis Vuitton
Синди Шерман
23 сентября 2020 – 21 января 2021

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+