В портфолио Синди Шерман — если это слово вообще уместно применять к звезде, — топовые позиции в рейтингах влиятельности художников, участие во всех знаменитых биеннале, рекордные почти $4 млн за фотографию на Christie’s в 2014 году в Нью-Йорке. Шерман повлияла на эстетику гламурных журналов, но главное — на их критическое восприятие публикой. Ее справедливо называют лидером pictures generation (по одноименной выставке в Метрополитен-музее в 2009 году).
В Париже Синди Моррис Шерман (р. 1954) показывает 170 работ (более 300 изображений из разных серий), созданных между 1975 и 2020 годами, из музеев и частных коллекций.
Самая известная серия Шерман — Untitled Film Stills (1977–1980). Название следовало бы перевести на русский язык как «Кадры без названия из вымышленных фильмов». Автор примеряет на себя костюмы и лица (с макияжем и без) домохозяек, проституток, девушек с перспективами и без оных, женщин брошенных и самодостаточных.
Воздержимся от обсуждения феминистских сюжетов в духе Симоны де Бовуар («женщиной не рождаются — ею становятся»). В данном случае важнее признание Шерман в том, что чемодан оказался с двойным дном. Ее персонажи обнаруживали себя лицедеями. Они прячутся за маски, любезно предоставленные им массмедиа. Выдают себя за кого-то и борются неясно с чем. Одежда навязывала персонажам определенное поведение, а они пытались уклониться от этих ролей. Неслучайно героини Шерман, за редким исключением, не смотрят в объектив фотокамеры. Обычно куда-то вбок. Об этой серии блестяще сказала Розалинда Краусс: «Это копии без оригиналов».
Кстати, сейчас, в эпоху селфи, помноженную на всю мощь социальных сетей, работы Шерман выглядят не менее актуально, чем 40 лет назад.
Но есть фото Untitled Film Still #13 (1978): барышня интеллектуального вида достает альбом с библиотечной полки. Название четко читается только у одного фолианта — «Американское искусство с 1900 года». Конечно, это автопортрет Шерман, которая уже тогда (как сейчас понятно, вполне по праву) примеривала на себя роль персонажа такой книги. Но ирония и здесь не изменяет ей: она достает с полки совсем другой альбом.
Серия Society Portraits (2008) показывает светских львиц Манхэттена. Здесь все преувеличено: макияж, броскость одежды и украшений. Роли распределены и приняты, маски надеты, они неснимаемы и несменяемы.
Еще одна серия — History Portraits (1988–1990) — отсылает не к портретам исторических персонажей, а к стереотипам восприятия этих людей после туристического забега по музеям. Кто эта пышногрудая дама в декольтированном платье? Мария-Антуанетта? Виктория? А кто автор портрета, изображающего Мадонну с Младенцем? Леонардо? Рафаэль?
В последние годы Шерман занялась «трансвестизмом» и стала примерять на себя, точнее, на свое артистическое «я» мужские образы. Они мечтательны, задумчивы и женственны. Это уже точный бросок в кольцо феминизма.
Если ретроспектива, то на полную катушку. Ведь Шерман — изысканный куратор, что доказала участием в основном проекте 55-й Венецианской биеннале. Проект Crossing Views — это диалог с коллегами 60 произведений 20 авторов из коллекции фонда на тему портрета и его интерпретаций в разных медиа. Среди авторов — Марина Абрамович, Кристиан Болтански, Луиз Буржуа, Гилберт и Джордж, Вольфганг Тильманс, Энди Уорхол, Дэмиен Херст.
Фонд Louis Vuitton
Синди Шерман
23 сентября 2020 – 21 января 2021