18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Королевская академия художеств может продать «Мадонну Таддеи» Микеланджело

Некоторые из членов академии считают, что вместо сокращения почти половины рабочих мест следует рассмотреть возможность продажи «Мадонны Таддеи», стоимость которой оценивается в несколько сотен миллионов фунтов

Продажа знаменитого мраморного тондо «Мадонна Таддеи» Микеланджело из коллекции Королевской академии художеств обсуждается не впервые. Спустя 40 лет к этому вопросу на минувшей неделе вернулись вновь — на этот раз для возможного решения финансовых проблем, возникших из-за пандемии COVID-19.  

В 1978 году секретарь академии Сидни Хатчинсон писала в Drummonds Bank, где у институции к тому времени накопилась задолженность в £675 тыс.: «Строго конфиденциально сообщаю вам, что в случае, если официальная попытка получить субсидию от правительства провалится, я полагаю, у академии не будет другого выхода, кроме как продать тондо Микеланджело по его рыночной цене, то есть приблизительно за £6 млн».

Королеву, которая является попечительницей академии, тогда проинформировали: «Мы можем продать что-то из коллекции, но это скользкий путь. Единственный объект, способный решить наши проблемы [то есть тондо Микеланджело], многие считают национальным достоянием». Впоследствии Королевская академия отказалась от продажи, даже несмотря на то, что ей так и не удалось получить помощь от Художественного совета Англии.

Сегодня стоимость «Мадонны Таддеи» (которая называется так по имени заказчика) могла бы составить несколько сотен миллионов фунтов, в особенности после продажи в 2017 году «Спасителя мира» Леонардо да Винчи за $450 млн. Практически невозможно представить, что какой-либо из национальных музеев Великобритании сможет позволить себе такое приобретение, так что покупатель скульптуры, скорее всего, будет из-за рубежа.

Большой круглый рельеф Микеланджело, высеченный из мрамора в 1504–1505 годах, изображает Марию с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. В 1830 году тондо передал в собрание Королевской академии сын коллекционера сэра Джорджа Бомонта, пожелавшего, чтобы к произведению «предоставили свободный доступ для всех художников».

Как сообщает Observer, на фоне прогнозируемого в этом году дефицита бюджета в £8 млн небольшая группа членов академии, «вероятно, будет настаивать на том, что институции следует продать тондо вместо того, чтобы сокращать рабочие места». Персонал академии предупредили, что увольнение ждет приблизительно половину сотрудников — около 150 человек.

Тем временем Королевская академия обратилась к Художественному совету Англии с просьбой предоставить ей в чрезвычайном порядке субсидию из суммы в £1,57 млрд, выделенной правительством на поддержку искусств. Ожидается, что организация даст ответ уже в ближайшее время, но даже очень щедрая помощь лишь частично облегчит положение академии, поскольку ее бюджет в очень значительной степени зависит от посетителей (число которых в минувшем году составило 1,25 млн человек).

Сообщается, что идея продать тондо «привела в ужас» президента Королевской академии Ребекку Солтер. Представительница институции говорит: «Королевская академия художеств не намерена продавать какие-либо вещи из своей коллекции. Для нас забота о выдающихся произведениях искусства — большая честь и ответственность. Наша обязанность — сохранить постоянную коллекцию, чтобы ею могли наслаждаться нынешние и будущие поколения».

В числе противников продажи — прогрессивный член академии Патрик Брилл, работающий под псевдонимом Боб и Роберта Смит. «Нельзя позволять олигархам и аукционистам растаскивать активы национальных коллекций, — говорит он. — Мы должны создать новый объединенный государственно-частный поток финансирования для сохранения рабочих мест. Если бы с этой целью устроили большую распродажу современного искусства, мы с коллегами с удовольствием пожертвовали бы для нее отличные произведения искусства».

Скорее всего, списание тондо из коллекции встретит сопротивление подавляющего большинства академиков. В общей сложности организация насчитывает 80 членов, которые собираются трижды в год. Судьба тондо будет обсуждаться на ближайшей встрече, назначенной на декабрь.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+