18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Майкл Сюйфухуан: «Я хочу отличаться»

№85
Материал из газеты

Основатель нового X Museum — яркая фигура интернациональной арт-сцены, звездный коллекционер из поколения «миллениалов». Он рассказал нам о том, с чего началась его стремительная карьера и какую музейную стратегию он исповедует

Справка

Майкл Сюйфухуан
Предприниматель, коллекционер искусства

1994 родился в городе Чунцин в Китае

2010 приобрел первые произведения в свою коллекцию современного искусства еще школьником в Лондоне

2014 стал сооснователем музея M Woods в Пекине (вместе с супругами-коллекционерами Лин Ханем и Ван Ванлэй). Вошел в попечительский совет Нового музея в Нью-Йорке

2016 выступил куратором ретроспективной выставки Энди Уорхола в музее M Woods

2017 окончил Пенсильванский университет в США. Включен в список журнала Forbes «30 до 30: искусство и стиль»

2020 совместно с Терезой Цэ открыл в Пекине частный музей современного искусства X Museum

Еще…

В какой момент вы заинтересовались искусством и как решили собирать собственную коллекцию?

Можно сказать, по случайности, хотя уверен, что не бывает ничего случайного. Все началось с того, что в старших классах школы меня по ошибке записали на курс изобразительного искусства. Позднее я изучал историю искусств в университете, а еще на меня, безусловно, очень сильное влияние оказала галерея Тейт Модерн. В Тейт я впервые в жизни по-настоящему увидел многих художников, например Дэмиена Херста. Когда я был студентом, я оформил карточку постоянного посетителя и решил, что должен увидеть все и побывать везде. Я даже ездил в филиал Тейт в Сент-Айвзе, где влюбился в выставку Алекса Каца. В тот момент у меня в голове все вдруг прояснилось; произведения, пейзаж, архитектура — все было взаимосвязано. Я осознал, как искусство может влиять на нас, осознал его способность вызывать эмоции и куда более широкую палитру переживаний, чем мы привыкли испытывать в повседневной жизни.

Вы получили высшее искусствоведческое образование. На чем специализировались?

Это был, скорее, общий курс истории искусств. Мы понемногу изучали все периоды, поэтому выбирать какой-то один не было необходимости.

Как вы поняли, что вас интересует именно современное искусство?

Я всегда был человеком, который, например, одевается не так, как все. Я хочу отличаться. И считаю, что искусство дает такую возможность. Кроме того, ты постоянно открываешь для себя какие-то новые вещи и новое искусство; искусство бросает вызов старому, создавая новое. Это именно то, что меня интересует.

Вы помните, как купили свое первое произведение искусства? Когда это было?

Это было в старших классах школы. Я тогда изучал абстрактный экспрессионизм, и мне очень нравилась Хелен Франкенталер. То, что она делала, так амбициозно и ни на что не похоже! Она выделяется на фоне своей эпохи, потому что все остальные художники этого направления были мужчинами. Ее стиль в некотором роде перекликается с тем, на чем я рос, с китайской живописью тушью. Думаю, именно это меня и привлекло. Я изучал ее творчество, однажды увидел одну литографию и подумал: «Окей, я куплю ее».

И где вы ее купили?

В Сети. Я всегда был настоящим «миллениалом».

Каким образом это переросло в коллекционирование начинающих художников?

В юности я был плохо знаком с художественным миром, у меня было мало связей с ним, так что это оказался долгий путь. Первым крупным произведением, которое я приобрел, была голограмма Джеймса Таррелла. Я увидел его работы в музее в Лондоне, и они мне очень понравились. Но позднее, к тому времени, когда я стал сооснователем своего первого музея — M Woods в Пекине, я уже четко понимал, что именно меня интересует. Считаю, что мне, как молодому коллекционеру, следует собирать молодых художников. Они работают с важными для меня темами — с технологиями, интернет-культурой, эстетикой «миллениалов».

Какие художники играют для вас особую роль и в каком-то смысле определяют вашу коллекцию?

Думаю, первой по-настоящему важной фигурой, повлиявшей на мою коллекцию, стала Амалия Ульман. Пожалуй, я коллекционирую ее активнее, чем кого-либо другого. На мой взгляд, она действительно определяет, кто я, какой коллекционер. Она играет очень важную роль в поколении художников постинтернета.

Потом, конечно же, такие художники, как Николя Парти. В своем предыдущем музее я организовал его выставку, которая стала для него этапной, продвинула карьеру и сделала известным в Китае. Благодаря этому опыту я еще лучше понял, как формировать собственный музей, как устраивать выставки молодых художников. Все молодые коллекционеры Китая следят за тем, что я делаю.

Как вы поняли, что вам нужен собственный музей в Пекине?

Думаю, музей M Woods на самом деле был основан по чистой случайности. Я занимался им приблизительно на втором году обучения в колледже, так что был не очень хорошо знаком с устройством мира искусства, с его иерархией. Просто взял и сделал музей.

В Китае сейчас много отличных музеев, каждый год открывается что-то новое. И многие из них борются за выставки одних и тех же больших художников. Я же хочу делать нечто совершенно другое. Хочу создать пространство для нового поколения, в частности для китайских молодых художников и для их диалога с Западом. Я не собираюсь показывать в Китае знаменитых зарубежных авторов, моя главная задача — знакомить страну с молодыми западными художниками, которых она пока не знает.

Вернемся к вашей мысли о том, что вы, молодой коллекционер, коллекционируете молодых художников. Что, на ваш взгляд, отличает новое поколение собирателей искусства?

Мы, конечно же, пользуемся преимуществами, которые дают технологии и интернет-культура. Это действительно создает новую систему художественного мира, который на протяжении долгих лет не менялся. Когда люди ходят в местные галереи, местные музеи, художникам требуются многие годы на то, чтобы добиться известности на мировом уровне. Но теперь, благодаря интернету, одна выставка может сразу сделать вас всемирно известным. Люди моего поколения заставляют мир искусства ускоряться. Я не говорю, что это хорошо или плохо. Все в мире — инь и ян, у всего есть две стороны, понимаете? Иногда я думаю слишком быстро, задыхаюсь. Но бывает, что если не реагируешь на что-то встреченное на своем пути, то другие с большой вероятностью перехватят это. Ситуация заставляет действовать очень быстро. Потому-то я и делаю собственный музей сразу, в режиме нон-стоп, только-только уйдя из предыдущего, и хочу сделать его быстро. Раньше подобными вещами можно было заниматься не спеша. Но сейчас без всего этого вы попросту пропадете.

По вашему мнению, как новые технологии изменят мир искусства? 

Думаю, в будущем много новых перспектив откроет виртуальная реальность. Я разговаривал с куратором московского музея «Гараж», и он рассказал, что художники больше не показывают портфолио. Они приносят VR-гарнитуру и показывают все на ней. Виртуальная реальность уже сейчас радикально меняет то, как мы воспринимаем искусство. И когда эта технология станет по-настоящему доступной, когда она будет дома у каждого, она может стать инструментом коллекционирования. Люди будут коллекционировать через виртуальную реальность и смогут смотреть все выставки в трехмерном формате. Но пока я не знаю, в каком направлении это будет развиваться. Все находится на очень ранней стадии. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+