«Это было чрезвычайно трудное решение, — сказал президент BRAFA Харольд т’Кинт де Роденбеке. — Главное для нас — избежать ненужного риска для посетителей и участников. Мы проконсультировались с представителями местных властей, учеными, организаторами других крупных мероприятий и, что не менее важно, с нашими экспонентами и партнерами. Подготовка к организации такого мероприятия, как BRAFA, занимает несколько месяцев. Хотя предстоящая ярмарка вызывала большой энтузиазм — почти все экспоненты подтвердили свое присутствие, — риск ее вынужденной отмены за несколько недель до открытия был реален. Принятие решения о ее отмене показалось нам самым разумным шагом».
В январе следующего года BRAFA должна была пройти в 66-й раз, сейчас новые сроки ее проведения — 23–30 января 2022-го. В последние годы ярмарка, соединяющая традиции и новации (искусство старых мастеров и современный дизайн, а также специальные бельгийские темы — африканское искусство и комиксы), находится на подъеме. В прошлом году она представляла 130 галерей со всего мира, на нее пришли рекордные 68 тыс. посетителей.
С весны 2020 года и началом пандемии COVID-19 отмениться вынуждены были практически все крупные ярмарки искусства в мире. Границу между прошлым и новым настоящим обозначила ярмарка TEFAF в Маастрихте, начавшаяся в марте и вынужденная досрочно закрыться из-за распространения инфекции среди участников. Большинство крупных ярмарок почти мгновенно переориентировались на интернет-версии (Art Basel, TEFAF сообщают, что проводят их успешно). Другие выбрали небанальный путь. Например, крупные участники Парижской биеннале (Biennale Paris), которая должна была проходить в сентябре в Гран-пале, выставили избранные произведения в парижском зале аукционного дома Christie’s (прежде арт-дилеры и ярмарки были в жесткой конкуренции, но новые времена заставляют приспосабливаться). C 11 по 13 сентября в Москве счастливо прошла ярмарка современного искусства Cosmoscow, продажи на которой составили €2,4 млн, что больше, чем в 2018 и 2019 годах. Ярмарка проходила одновременно офлайн и онлайн.
Тем не менее прогнозы на состояние арт-рынка в ближайшее время, скорее, пессимистичны. В частности, швейцарская MCH Group, владеющая ярмарками Art Basel, объявила, что ее доход упал на 55% по сравнению с первой половиной 2019 года. Компания завершила первую половину 2020 года с убытком в размере $26,5 млн.