18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Sotheby’s провел онлайн-аукцион произведений русских нонконформистов

На торгах под названием Escape Artists. The Non-Conformists Online ранняя работа Ильи Кабакова продана почти за полмиллиона фунтов

Картина «Условный рефлекс», датированная 1964 годом, самая ранняя работа Ильи Кабакова из когда-либо выставленных на аукцион, была продана на торгах в Интернете за £438,5 тыс. Произведение, предварительно оцененное в £350–500 тыс. (Кабаков — самый дорогой из ныне живущих русских художников, к тому же его ранние вещи — редкость на рынке), стало самым дорогим лотом онлайн-аукциона, посвященного нонконформистам. Глава русского отдела Sotheby’s Рето Барметтлер отметил, что это очень важная ранняя работа в творчестве художника: «Хотя картина создавалась в специфических условиях Советского Союза и хрущевской оттепели, главная идея о том, как люди находятся под влиянием и контролируются политическими и экономическими силами, универсальна и остается актуальной сегодня, как и тогда». Среди причин столь успешной продажи, несмотря на виртуальный формат аукциона, можно назвать также прозрачный провенанс работы: непосредственно у художника «Условный рефлекс» приобрел в 1973 году известный американский журналист, работавший в СССР, Генри Шапиро, а затем наследники Шапиро продали картину нынешнему владельцу, обратившемуся в Sotheby’s.

Специализированные онлайн-торги Escape Artists. The Non-Conformists Online, проходившие на сайте аукционного дома с 24 сентября по 1 октября, были посвящены русскому неофициальному искусству послевоенного периода. Исследователи называют этих художников нонконформистами, или вторым русским авангардом, а в Sotheby’s для них предложили новое определение — «художники-эскаписты», подразумевая, что все они либо покинули в какой-то момент СССР, либо ушли в глухую внутреннюю эмиграцию, стремясь вырваться из идеологических рамок советской художественной культуры. В текущем году аукцион, охватывающий этот пласт русской культуры, Sotheby’s провел уже в третий раз (ранее подобные торги проходили осенью 2018 и 2019 годов). В каталоге были представлены и художники старшего поколения (например, Юло Соостер и Борис Свешников, оба были репрессированы), и члены Лианозовской группы (Лидия Мастеркова и Владимир Немухин), и те, кто работал в мастерских на Сретенском бульваре в конце 1960-х — 1970-х годах (Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров), а также ключевые деятели соц-арта вроде Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова и Леонида Сокова.

Цены на другие произведения, проданные на аукционе, ожидаемо на порядок отличались от стоимости топ-лота — картины Кабакова. Среди важных продаж можно назвать уход живописных «Маленьких смешных людей» (серия «Негативы») Семена Файбисовича за £69,3 тыс. и картины Олега Васильева «55 км от Москвы» за £60 тыс., а также «Окна № 43» Ивана Чуйкова (£44,1 тыс.). В общей сложности было продано около 85% лотов, а онлайн-аукцион принес Sotheby’s £1,216 млн.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+