Забавно, что вид на новое детище директора Государственного музея-заповедника В.Д.Поленова Натальи Поленовой — Центр семейной истории в Туле — чем-то напоминает хрестоматийный поленовский «Московский дворик»: на заднем плане маячит церковь с белой колокольней, за легкой кованой оградой виден двор с деревянными посадскими домами, за ним — еще одна церковь. Три деревянных дома и один каменный, бело-красный на Благовещенской улице — все родом из XVIII века. Это исторический центр Тулы, рядом — Кремль, новый модный кластер «Искра» с магазинчиками и ресторанами, новая набережная, прогулочная улица Металлистов с отреставрированными особняками. Еще пару лет назад этот район был, мягко говоря, довольно запущенным — достаточно сказать, что жители пользовались дедовскими туалетами на дворе. Сейчас это пространство называют «музейным кварталом»: помимо музея-заповедника Василия Поленова, свои филиалы здесь открыли еще три федеральных музея — Исторический музей, «Ясная Поляна» и «Куликово поле»; здесь же расположились региональные (Музей декоративно-прикладного и современного искусства) и частные музеи.
Беспрецедентная по своей стремительности и охвату программа реставрации исторического центра Тулы и культурных памятников Тульской области, осуществленная губернатором Алексеем Дюминым, потребовала и создания их нового наполнения. Весь этот тульский ренессанс был подгадан к празднованию 500-летия Тульского кремля, которое отметили в конце сентября. По словам Елены Мартыновой из Комитета Тульской области по развитию туризма, было отреставрировано около 35 объектов, а в целом на всю программу потрачено почти 4,5 млрд руб. и из федерального бюджета, и из других источников.
«Мы выбрали маленький пятачок в духе старой Тулы, — рассказывает Наталья Поленова. — Раньше вся эта территория принадлежала Введенской церкви, чей нынешний настоятель Лев Махно, известный священник, когда-то был настоятелем храма на улице Петель в Париже. Нам это пространство очень понравилось, потому что оно сохраняет дух усадьбы Поленова на Оке, это тоже в своем роде усадьба».
За концепцией нового места обратились к компании Ильи Ценципера, московского мудреца-интеллектуала, придумавшего немало оригинальных концепций, как, например, институт «Стрелка». В результате было решено отказаться от клонирования поленовской усадьбы, а сделать просветительский центр, где важны не столько экспонаты, сколько процесс взаимодействия со зрителями. Это городское пространство для встреч, семейного времяпрепровождения, место частной истории. В главном здании располагается выставочный зал, в другом — лаборатория идей, в третьем — арт-резиденция, наконец, четвертое названо «кухней». Там планируется проводить камерные «званые обеды» по местным рецептам, лекции с закусками, кулинарные мастер-классы.
Центр открылся выставкой «Семейное дело», в которой приняла участие 21 тульская семья, а также семья Поленовых. Тут династии спортсменов, архитекторов, библиотекарей и, например, семья, сохранившая еврейские традиции. В первом зале мы видим множество табличек с рассказами людей о своих родственниках и о себе, размеченных важными датами — 1917, 1941, 1991. Воспоминаний о XIX веке, конечно, меньше, чем о ХХ, но сейчас многие детали и советской жизни, и постсоветских лет стираются из памяти.
«Это место для того, чтобы заниматься частной историей. На самом деле здесь большой вопрос: а зачем людям заниматься собственной историей? Это вроде бы модно, но никто толком не знает, что из этого можно извлечь, — объясняет замысел куратор выставки Андрей Рымарь (музейное бюро Solarsense). — Выставка — как раз один из способов ответить на этот вопрос. Мы пытались собрать какие-то кейсы о том, как люди реально черпают силы из истории собственной семьи, и поделили их на несколько разделов. Кто как понимает дом? Какие есть способы поддерживать друг друга? Способы ощущать себя семьей в разных ситуациях, способы решать конфликты, способы передавать дело? И все это неоднозначно, есть очень разные концепции семьи — от консервативных до либеральных».
Само пространство центра, бывшие жилые комнаты обычных домов, создает нужную камерную обстановку, а дизайн выставки (Эрик Белоусов, Мария Корнилова, Галина Титова) ее поддерживает. Тут есть, например, классическая кухня с абажуром и самоваром (куда без него в Туле!) на столе, окруженном буфетами, из ящиков которых выглядывают старые фото с подробными объяснениями: папа с мамой в старом доме, детская рубашка — реликвия другой семьи. (Кстати, логотип центра обыгрывает тему старого фотоальбома с уголками-прорезями для «карточек» — дескать, вставляйте свои мемуары в нашу рамочку!)
В другом зале родственные связи символизируют мотки цветных ниток, которые можно натянуть на соответствующие колки в зависимости от того, какой способ единения был принят в вашей семье (кто-то пел песни за столом, кто-то ходил на байдарках). В центре этого зала представлена часть семейного архива Поленовых, связанная с драматическим периодом, когда почти 20 лет семья была разлучена. Сын художника Дмитрий и его жена Анна сидели в лагерях, а их сына Федора, который потом стал директором поленовского музея, воспитывали родственники. Семья сохранила не только трогательнейшую переписку героев, но и сам душевный стиль общения, который восхищает всех, кому довелось иметь дело с Поленовыми.
О том, как возникают династии, рассказывается в самом большом зале выставки. Символом профессиональной преемственности тут стали рабочие столы с реликвиями-экспонатами. В одном случае это целый склад старых компьютеров, в другом — архитектурные проекты, в третьем — учебники, написанные членами учительской династии, а семья спортсменов выставила олимпийский факел, с которым их папа бежал по Туле.
Завершается выставка темным залом «для медитации», где вам задают вопрос: «Во что вы верите?», а по экрану плывут слова героев выставки: «в Бога», «в судьбу», «в мечту»… После этого остается только пройти блиц-сеанс психоанализа, встав перед зеркалом для селфи и быстро выбрав те теги, с которыми у вас ассоциируется семья. «Жертва», «всё в дом», «не щелкай клювом»?
Подобные музеи, связанные с частной памятью, в мире не редкость — тут и «Музей невинности» Орхана Памука в Стамбуле, и Яд ва-Шем в Иерусалиме с воспоминаниями переживших холокост. Необходимость такого рода музеев в нашей стране очевидна: нам всем нужно восстанавливать разорванные связи. Об этом говорят такие инициативы, как «Бессмертный полк» или проект «Прожито», с которым собирается сотрудничать тульский центр. Сохранение семьи, говорит Андрей Рымарь, тоже можно рассматривать как дело. И в центре обещают научить этому «семейному делу»: как брать интервью у родственников, как правильно собрать семейный архив, наладить отношения. И наконец вписать наши жизни в большую историю. Не зря центр выбрал девиз «история — это мы».
Центр семейной истории
Семейное дело
До 4 апреля 2021