18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Гоген и импрессионисты: шедевры из Дании в Лондоне

№85
Материал из газеты

В Лондоне завершается мировое турне избранных работ из коллекции Оррупгор

Когда 17 марта в Великобритании ввели «локдаун», все 60 картин к выставке «Гоген и импрессионисты. Шедевры из коллекции Оррупгор» уже прибыли и были готовы к развеске. Так и не распакованные полотна отправились «в карантин» в хранилище Королевской академии художеств до сентября.

Все экспонаты приехали из одного места — датской коллекции Оррупгор. Это позволило Королевской академии легко договориться о продлении музейной аренды, что было бы гораздо сложнее, если бы речь шла об экспозиции с десятками произведений, полученных во временное пользование из разных источников.

Здание самого музея Оррупгор пока закрыто на ремонт. Лондон станет последней остановкой на пути экспозиции, которая за последние три года успела побывать в Гамбурге, Мартиньи, Оттаве, Падуе, Париже и Праге. Средства, полученные от семи площадок за временное пользование произведениями, пойдут на частичную оплату £16-миллионного расширенного и улучшенного экспозиционного пространства для французской живописи и временных выставок.

Броское название не совсем точно отражает содержание выставки. Полотен Поля Гогена всего восемь, то есть лишь немногим больше десятой части от общего числа экспонатов, и только половина остальных произведений создана импрессионистами (другая половина состоит из более ранних вещей и небольшого количества работ постимпрессионистов и модернистов).

Как нередко бывает с частными коллекциями, за Оррупгором стоят люди необычной судьбы. Ее собирали в начале ХХ века Вильгельм Хансен (1868–1936), сколотивший состояние на продаже страховок, и его жена Хенни (1870–1951). Пользуясь падением цен на искусство во время Первой мировой войны, они активно скупали его у парижских дилеров. Кроме того, Хансены построили виллу в Оррупе, северном пригороде Копенгагена (слово «гор» означает «ферма», «загородная усадьба»). В 1922 году Вильгельм потерял часть состояния и был вынужден распродать половину коллекции, но вскоре его финансовое положение поправилось, и он снова начал покупать искусство.

Развеска немного сбивает с толку, по крайней мере в том, что касается хронологии. В первом зале основное внимание уделяется импрессионизму (с ­1860-х по 1890-е годы), второй зал делает шаг назад, к более ранней живописи XIX века, а в последнем «Женщины импрессионизма» (как художницы, так и модели) соседствуют с теми самыми восемью Гогенами.

Центральный экспонат посвященного Гогену раздела — изумительный портрет Жанны Гупий (1896), девятилетней дочери (которая на картине выглядит значительно старше) французов, живших на Таити. Две работы с фигурами таитянок сопровождает теперь уже практически обязательный комментарий: «Изображения полинезийских женщин зачастую отражают его фантазии о якобы идеальном „примитивном“ обществе, которые он, вероятно, осуществлял и в сексуальных отношениях с юными полинезийскими девушками».

Как в случае практически любой частной коллекции, качество работ неровное, но подобным выставкам это только добавляет интереса. Некоторые из произведений заслуживают особого упоминания. В их числе великолепная композиция Поля Сезанна с купальщицами (около 1895). Виды Темзы на полотнах Клода Моне неизменно приводят лондонцев в восторг, так что «Мост Ватерлоо, пасмурная погода» (1903), несомненно, порадует их, даже несмотря на туман. Оценить, насколько по-разному художники изображали волны, можно благодаря подборке замечательных морских пейзажей Моне (около 1866), Гюстава Курбе (1869), Шарля-Франсуа Добиньи (1874) и Жюля Дюпре (после 1875). Выдающимися работами также представлены Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Альфред Сислей.

Королевская академия художеств
Гоген и импрессионисты. Шедевры из коллекции Оррупгор
До 18 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+