Музеи Московского Кремля объявили о том, что теперь владеют архивом Карла Фаберже. Архив поступил в музей согласно последней воле правнучки и исследовательницы творчества знаменитого ювелира — Татьяны Фаберже, скончавшейся во Франции в феврале этого года в возрасте 90 лет.
Из-за ограничений, связанных с пандемией, коробки с документами и памятными предметами доставили в Москву спецтранспортом из Швейцарии, где хранился архив, только в сентябре. Последние недели полтора десятка сотрудников музея занимались разбором и описью полученного. «Мы только прикоснулись к нему, — сказала хранительница коллекции Фаберже в Музеях Московского Кремля Татьяна Мунтян, — полноценное исследование еще не начато. Впереди много открытий. Это будет сложный и долгий процесс изучения».
Как сообщил на пресс-конференции спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, сыгравший важную роль в доставке архива в Россию, Татьяна Фаберже высказала своей душеприказчице пожелание, чтобы архив попал в Москву, стал государственным. Он выразил огромную благодарность МИДу и всем дипломатическим службам в Женеве за проведенную операцию по передаче дара, которая в текущих обстоятельствах была весьма сложной.
Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина подчеркнула: «Мы чрезвычайно рады, что наш музей пополнился такой необыкновенной коллекцией, что архив попал не в частные руки, а в государственные и будет доступен исследователям». Министр культуры Ольга Любимова, в свою очередь, также выразила радость по поводу того, что крупнейшая государственная коллекция Фаберже пополнилась архивом семьи.
Входящие в его состав документы и мемориальные предметы охватывают период более 100 лет и отражают жизнь семьи Фаберже на протяжении всего XX века. Это дореволюционные документы, бумаги, относящиеся к первым советским годам, и гораздо более многочисленная часть, рассказывающая о жизни потомков Карла Фаберже в эмиграции. Также Татьяна Фаберже собрала большую тематическую библиотеку изданий ХХ и ХХI веков, посвященных наследию ее предка. В архиве есть и документы, касающиеся семьи Шереметевых, к которым она принадлежала по женской линии.
По словам Татьяны Мунтян, история рода после 1917 года изучена слабо, а полученные документы позволят пролить свет на этот этап. Как рассказала она нашему изданию, благодаря переданным ювелирным инструментам и подготовительным материалам стало очевидно, что члены рода Фаберже продолжали создавать изделия в фирменном стиле и в эмиграции, о чем раньше знали немногие.
Архив, состоящий примерно из 1,6 тыс. единиц, кроме фотографий и личных вещей Фаберже включает эскизы и модели ювелирных изделий, каталоги аукционов с пометками членов семьи о подлинности и провенансе вещей. Отдельно в музее отметили ценность фотоальбома, куда Карл Фаберже помещал фотографии готовых предметов. Некоторые снимки из этого альбома были известны исследователям ранее (их предоставляла для публикации Татьяна Фаберже), однако теперь музей получил альбом целиком. И наконец, в российских музеях появились портретные изображения самого Карла Фаберже — бюст работы Йозефа Лимбурга и живописный портрет, написанный сыном ювелира.