18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Архив Фаберже передан в Музеи Московского Кремля

Документы и личные вещи семьи завещала России правнучка великого ювелира Татьяна Фаберже

Музеи Московского Кремля объявили о том, что теперь владеют архивом Карла Фаберже. Архив поступил в музей согласно последней воле правнучки и исследовательницы творчества знаменитого ювелира — Татьяны Фаберже, скончавшейся во Франции в феврале этого года в возрасте 90 лет.

Из-за ограничений, связанных с пандемией, коробки с документами и памятными предметами доставили в Москву спецтранспортом из Швейцарии, где хранился архив, только в сентябре. Последние недели полтора десятка сотрудников музея занимались разбором и описью полученного. «Мы только прикоснулись к нему, — сказала хранительница коллекции Фаберже в Музеях Московского Кремля Татьяна Мунтян, — полноценное исследование еще не начато. Впереди много открытий. Это будет сложный и долгий процесс изучения».

Как сообщил на пресс-конференции спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, сыгравший важную роль в доставке архива в Россию, Татьяна Фаберже высказала своей душеприказчице пожелание, чтобы архив попал в Москву, стал государственным. Он выразил огромную благодарность МИДу и всем дипломатическим службам в Женеве за проведенную операцию по передаче дара, которая в текущих обстоятельствах была весьма сложной.

Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина подчеркнула: «Мы чрезвычайно рады, что наш музей пополнился такой необыкновенной коллекцией, что архив попал не в частные руки, а в государственные и будет доступен исследователям». Министр культуры Ольга Любимова, в свою очередь, также выразила радость по поводу того, что крупнейшая государственная коллекция Фаберже пополнилась архивом семьи.

Входящие в его состав документы и мемориальные предметы охватывают период более 100 лет и отражают жизнь семьи Фаберже на протяжении всего XX века. Это дореволюционные документы, бумаги, относящиеся к первым советским годам, и гораздо более многочисленная часть, рассказывающая о жизни потомков Карла Фаберже в эмиграции. Также Татьяна Фаберже собрала большую тематическую библиотеку изданий ХХ и ХХI веков, посвященных наследию ее предка. В архиве есть и документы, касающиеся семьи Шереметевых, к которым она принадлежала по женской линии.

По словам Татьяны Мунтян, история рода после 1917 года изучена слабо, а полученные документы позволят пролить свет на этот этап. Как рассказала она нашему изданию, благодаря переданным ювелирным инструментам и подготовительным материалам стало очевидно, что члены рода Фаберже продолжали создавать изделия в фирменном стиле и в эмиграции, о чем раньше знали немногие.

Архив, состоящий примерно из 1,6 тыс. единиц, кроме фотографий и личных вещей Фаберже включает эскизы и модели ювелирных изделий, каталоги аукционов с пометками членов семьи о подлинности и провенансе вещей. Отдельно в музее отметили ценность фотоальбома, куда Карл Фаберже помещал фотографии готовых предметов. Некоторые снимки из этого альбома были известны исследователям ранее (их предоставляла для публикации Татьяна Фаберже), однако теперь музей получил альбом целиком. И наконец, в российских музеях появились портретные изображения самого Карла Фаберже — бюст работы Йозефа Лимбурга и живописный портрет, написанный сыном ювелира.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+