18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Красота по ошибке

№85
Материал из газеты

Маргарет Ливингстон смогла объяснить, как художники используют особенности зрения для создания шедевров

Эта книга, изданная как альбом по искусству, написана нейрофизиологом из Гарварда Маргарет Ливингстон. В качестве иллюстраций тут чередуются графики длин волн света, схемы прохождения сигнала по нервным клеткам — и шедевры мировой живописи. В тексте, впервые вышедшем в 2014 году, растолкованы вещи, вроде бы известные физикам, биологам и художникам. Что смешение спектральных цветов и пигментов на палитре дает разный эффект; что система визуального восприятия приматов состоит из двух разделов — черно-белого восприятия объема и движения и цветного распознавания форм и лиц; что глаз человека чувствительнее к контрастам, нежели к постепенным переходам. Однако поставленные в контекст и дополненные наблюдениями и выводами автора, они иногда дают эффект открытия.

Пожалуй, самые поразительные из них — те, которые можно объединить под условным грифом «эффект ошибки». Современные методы исследования позволили проникнуть в мозг (и глаз) очень глубоко и выяснить: система визуального восприятия человека невероятно, божественно сложна, но она не безошибочна. Систему зрительного восприятия можно обмануть, и она даст сбой.

Например, вы увидите на статичной картинке мерцающие точки на перекрестиях линий или крутящиеся круги-колеса (что нередко используют художники оп-арта). Почему геометрически выверенные и «скучные» прямоугольники Пита Мондриана кажутся такими энергичными? На его знаменитом полотне «Буги-вуги на Бродвее» (1942–1943) желтые и красные прямоугольники буквально дергаются в стиле буги. Это происходит из-за того, что по светлоте они близки к фону и при движении глаза клетки-палочки теряют сигнал, а потом снова находят. Почему «дышат» и переливаются цвета на картинах Марка Ротко? Автор книги объясняет это эффектом «затухания», связанного с тем, что у периферического зрения более низкое разрешение, чем у центрального. Когда мы смотрим на красный участок холста, красный начинает заливать все пространство, а когда переводим взгляд на оранжевый, тот начинает вытеснять красный и завладевает картиной.

Исследования зрения ведутся давно и интенсивно, и автор книги полагает, что художники середины — второй половины ХХ века были осведомлены о подобных особенностях восприятия. Хотя той же «ошибкой» зрения Маргарет Ливингстон объясняет и неуловимость улыбки Моны Лизы. «Когда вы смотрите на губы женщины, улыбка исчезает, так как центральное зрение плохо воспринимает крупные детали… Мона Лиза улыбается, пока не посмотришь на ее губы… Иными словами, выражение ее лица меняется в зависимости от того, куда смотрит зритель».

Больше всего специальных эффектов применяли импрессионисты. Развевающиеся на ветру флаги, состоящие из разрозненных мазков краски, на картине Клода Моне «Рю Монторгей в Париже» (1878) воспринимаются как в жизни — когда наше неточное периферическое зрение само достраивает картинку. Импрессионисты и постимпрессионисты на практике поняли, как важна сближенность мазков по светлоте: объекты, равные по светлоте, не очень точно определяются в пространстве. Трепет листьев, колыхание цветов на лугу и текучая вода импрессионистов — следствие того, что глаз при каждом движении не очень точно регистрирует картинку, получается как бы фильм из кадров, снятых с разных точек. Так рождается иллюзия движения, такого сильного ощущения невозможно добиться средствами реалистической живописи.

Одно из важнейших достоинств этой увлекательной книги — то, что, хотя в ней с научной точки зрения проанализированы способы создания иллюзий на плоскости, которые мы называем картинами, это не только не разрушает восхищения шедеврами живописи, но и усиливает его. И объяснение того, как работает фокус, делает его лишь удивительнее.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+