Культурная жизнь всего мира, замершая на время всеобщей самоизоляции и карантина, наконец понемногу возвращается в привычное русло. Автомобильному концерну BMW, который активнее других крупных брендов поддерживает разные культурные инициативы, этот период затишья наверняка дался непросто. По следам коронавирусного кризиса глава культурных коммуникаций BMW Group Томас Гирст в колонке для The Art Newspaper рассказал, как ситуация в мире отразилась на искусстве и бизнесе. Например, что в США работы лишились тысячи музейщиков, деятели искусства в это время стали менее востребованными, а руководители музеев начали применять стратегию спасения, подходящую для среднего бизнеса. При этом Гирст сделал упор на то, что, хотя законы и не обязывают корпорации финансировать искусство, компании и состоятельные люди могут и должны поддерживать культуру, особенно в тяжелые времена; к тому же такая поддержка способна укрепить репутацию бренда и повысить доверие к нему, но здесь «важно действовать, а не заниматься болтовней».
Все эти утверждения BMW подкрепляет делом, не отказываясь от своих долгосрочных проектов даже в непростые времена. К примеру, несмотря на то что гонконгский выпуск ярмарки Art Basel, где по традиции выбирают новых финалистов проекта BMW Art Journey, был полностью переведен в онлайн-формат, конкурсный отбор отменять не стали. Жюри принимало к рассмотрению диджитал-заявки от галерей и художников, обсуждая кандидатуры на онлайн-конференциях. Имя победителя должны были огласить на юбилейной ярмарке в Базеле, но ее, как и декабрьский выпуск в Майами-Бич, организаторы отложили до лучших (то есть бесковидных) времен. Впрочем, способ объявления не умаляет значимости происходящего. Как следует из официального сообщения, новым победителем BMW Art Journey — инициативы, учрежденной BMW Group и ярмаркой современного искусства Art Basel, — стала художница и скульптор из Гонконга Лили Чан.
На суд высокого жюри она представила проект «Приметы времени» (Тokens from Time), для осуществления которого планирует проследить развитие материальной культуры прошлого, настоящего и будущего. С начала сентября и по конец октября 2020 года Лили Чан находится в арт-путешествии. Ее путь пролегает через Великобританию, Германию, Испанию, Италию, Нидерланды и Швейцарию. Художница посещает ремесленные мастерские, чтобы больше узнать о старинных техниках работы с медью и мрамором, и изучает объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, включая некоторые из старейших и крупнейших христианских и древнеримских мозаик. В ходе путешествия Лили Чан вступает в диалог с учеными и экспертами, чтобы понять, как в будущем заменить природные материалы синтетическими аналогами. Исследуя традиционные материалы и их нано- и биотехнологические альтернативы, она рассмотрит развивающиеся отношения между людьми и ресурсами и в свойственной ее творчеству манере затронет острые темы, связанные с экологической и культурной устойчивостью.
«Живя в Гонконге под ограничениями, связанными с COVID-19, люди привыкли, что касаться чего-либо вне дома просто нельзя. Такая жизнь в течение многих месяцев сделала меня сверхчувствительной к моему новому окружению. Наблюдая за движениями мастеров, прикасаясь к их изношенным инструментам, держа в руках материалы, я будто впитываю их энергетику», — вдохновенно рассказывает художница о первых днях исследовательского тура.
Из-за пандемии Лили Чан изменила исходные планы и начала свое путешествие с Европы. Другие направления, в числе которых Япония и Мексика, были отложены, и дальнейший ее маршрут зависит от развития ситуации в мире. Как говорят в BMW, все поездки художницы по Европе будут тщательно контролироваться и корректироваться в соответствии с последними директивами и правилами.
Другой крупный проект, «Опера без границ», который проходит при постоянной поддержке BMW Group, тоже был под угрозой отмены, но все же состоялся на радость зрителям и организаторам. Концерт под открытым небом собрал тысячи поклонников классической музыки на площади Бебель-плац перед зданием Берлинской государственной оперы на Унтер-ден-Линден. Живое выступление артистов и Государственной капеллы Берлина под руководством Даниеля Баренбойма стало знаком признательности всем, кто помогал бороться с пандемией коронавируса, и было приурочено сразу к двум важным датам: 250-летию Людвига ван Бетховена и 450-летию Государственной капеллы. В честь двойного юбилея были исполнены два романса для скрипки (соло — Анне-Софи Муттер), увертюра «Эгмонт» и ода «К радости» из Симфонии № 9 Бетховена. В качестве благодарности за неоценимую поддержку часть билетов была зарезервирована для работников таких важных секторов, как здравоохранение, торговля и логистика. Остальные билеты закончились в считаные минуты. Благодаря подразделению BMW Berlin вход на концерт снова был бесплатным для всех желающих, количество которых, к сожалению, пришлось сильно снизить по сравнению с прошлым годом: следуя инструкциям по безопасности, число мест сократили до 2 тыс.
Партнерский материал