18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе на московских торгах выделяются «cемейный» полуторарублевик, золотая медаль на заключение мира с Турцией и серебряный набор для русского застолья.

«Семейные» полтора рубля — 10 злотых 1836 года

Очень редкий серебряный полуторарублевик был отчеканен Санкт-Петербургским монетным двором в количестве всего 50 экземпляров. Да и тех могло не быть.

Николай I, стремившийся делать все, как при батюшке, не хотел видеть своего профиля на рублевой монете. Есть легенда, что, когда однажды ему показали пробный экземпляр, император ужаснулся: ему показалось, что изображена «отрубленная голова». Однако министр финансов Егор Канкрин не отчаивался и поручил лучшему граверу и медальеру двора профессору Павлу Уткину сделать проект монеты, которая должна была отличаться от обычного рублевика не только номиналом (отсюда эти полтора рубля, приравненные к 10 злотым Королевства Польского, входившего тогда в состав Российской империи), но и внешним видом. Пользуясь доступными гравюрами и миниатюрами, Уткин разработал монету, на аверсе которой был профиль Николая I, ниже, чем обычно, обрезанный на манер античного бюста, а на реверсе — императрица в окружении головок великих князей и княжон. Предполагалось, что монета в обращение не поступит, а будет подарочной. Императору проект понравился, и после исправления его замечаний (в частности, императрицу сделали помоложе и покрасивее) были отчеканены первые полсотни монет. Потом вышел из строя штемпель, и его пришлось перегравировывать, причем были внесены еще изменения, заметные лишь взгляду нумизмата. Пока этот второй штемпель совсем не стерся, им чеканили небольшие порции полуторарублевиков, которые преподносили официальным лицам в виде господарков. Естественно, что монета из первой серии ныне вожделенный объект для коллекционеров.
«Монеты и медали», 11 октября (12:00), эстимейт 8–12 млн руб.

Медаль в память заключения мира с Турцией, 1792 год

Золотая медаль была отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе в ознаменование мирного договора, положившего конец русско-турецкой войне 1787–1791 годов. Аверс украшен профилем императрицы Екатерины II, на реверсе — на волнах Черного моря щит с гербом Российской империи, увенчанный победными пальмовыми и лавровыми листьями, и карта, поясняющая приобретения России. В частности, ей отходили земли между Бугом и Днестром, который теперь делался границей с Турцией; кроме того, турецкий султан обязывался не возбуждать своих соседей на Кавказе против царя Грузии, а также удерживать закубанские народы от разбойничьих нападений на владения России, где границей становилась река Кубань.
«Монеты и медали», 11 октября (12:00), эстимейт 2–2,5 млн руб.

Серебряный набор для напитков в русском стиле

Двенадцать чарок, поднос и оправа под бутылку изготовлены из серебра с золочением в Санкт-Петербурге в 1895 году, в мастерской В.О.Иванова, о чем говорят клейма на предметах.

Набор сделан в русском стиле, ставшем чрезвычайно популярным в конце XIX века вместе с прочими историческими стилями: псевдоренессансным, псевдорококо, псевдоготикой. Странная на современный взгляд идея имитировать поделки из бересты или луба в золоченом серебре была подхвачена множеством мастеров, в том числе мастерами фирмы Карла Фаберже. Драгоценные туески и пеньки, имитация в серебре с эмалями крестьянских солонок-стульчиков и ковшей, пепельница-лапоть, даже расписанные под бересту и дерево фарфор и фаянс — все это пользовалось большим спросом. Эти предметы не потеряли привлекательности и сейчас и обычно высоко востребованны и на московских, и на лондонских торгах.
«Русская эмаль», 11 октября (14:00), эстимейт 320–450 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+