Коллекция фотографии UniСredit Group в Мультимедиа Арт Музее, первая ретроспектива одной из легенд советского андерграунда Юрия Соболева, шедевры Императорского фарфорового завода в музее-заповеднике «Царицыно».
Выставка «Факты и вымыслы» (с 14 октября) в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) — это уже четвертая встреча московского зрителя с обширной коллекцией банковской группы UniСredit, которая включает более 60 тыс. произведений, от древностей и старых мастеров до современного искусства. В фотоколлекции банка — около 4 тыс. произведений начиная с классики и заканчивая актуальным искусством. Нынешняя же выставка в МАММ представляет мировую фотографию последних 30 лет из его собрания. Здесь знаменитая итальянская школа пейзажа 1970–1980-х в лице Габриэле Базилико и Оливо Барбьери, не менее известная дюссельдорфская школа, представленная, в частности, такими известными мастерами, как Томас Штрут и Андреас Гурски. Не обойдется и без звезд актуального искусства: Петра Фишли и Дэвида Вайса, Джузеппе Пеноне, Ширин Нешат, Ванессы Бикрофт. Российская школа тоже представлена — работами Владимира Куприянова и Анастасии Хорошиловой. Всего там будет около 90 фотографий очень разных фотохудожников, произведения которых распределены по трем большим темам: «Документирование реальности», «Трансформация реальности» и «Изобретение реальности».
Московский музей современного искусства представляет первую ретроспективу художника Юрия Соболева (1928–2002), незаслуженно забытой сегодня легендарной фигуры советского андерграунда 1960–1970-х. Соболев стоял у истоков многого, что принято теперь называть «неофициальным искусством». Он экспериментировал в графике, книжном и журнальном дизайне, занимался анимацией, был одним из пионеров арт-терапии у нас в стране, руководителем знаменитой Школы современного искусства в Царском Селе. В 1970-е Соболев одним из первых стал заниматься видеоартом, делая слайд-фильмы. Он, в частности, создал (с режиссером Юрием Решетниковым) для Международного конгресса дизайнеров (1975) первое мультимедийное шоу, которое власти тогда запретили к показу. В экспозиции выставки, помимо рисунков и графики, впервые показанных зрителю, присутствуют анимационные и слайд-фильмы, видео- и фотодокументация театральных постановок и видеошоу Соболева, архивные материалы. В целом выставка на четырех этажах музея — это не только все, что за 40 лет сделал Соболев, но и история российского современного искусства.
Выставка в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» представляет старейшее в России фарфоровое производство — Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. История этого прославленного завода тесно связана с историей самого российского государства со всеми ее порой драматичными главами. Она отражена и в экспозиции, занимающей десять залов Большого Царицынского дворца, в более чем тысяче предметов от XVIII до XXI века. Помимо 80 вещей из коллекции Царицына, на выставку приехали 184 редких предмета из музея завода, основанного в 1844 году и ставшего сегодня научным отделом Государственного Эрмитажа, и более 500 работ современных мастеров. Выставка интересна и тем, что разделена не хронологически, а по темам: вазы, сервизы, пейзажи, театр и даже мода. Это позволит зрителю проследить, как в разные эпохи менялись вкусы и взгляды на то, как должен выглядеть фарфор в его торжественном, праздничном или повседневном варианте.