18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стоит ли ждать возобновления ярмарок в 2021 году

№85
Материал из газеты

В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36%, и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах

В первой половине 2020 года продажи искусства упали в среднем на 36%, из-за чего дилеры были вынуждены на треть сократить свой штат, а 2% галерей закрылись навсегда — и эта цифра, судя по всему, значительно вырастет, когда закончатся дотации на аренду, а в экономике начнется период рецессии. К таким выводам пришли авторы совместного отчета Art Basel и UBS о влиянии COVID-19 на галерейный бизнес.

Но, вероятно, более всего пострадали арт-ярмарки (Art Basel отменила уже третью из запланированных на 2020 год ярмарок, на этот раз в Майами-Бич, а затем последовало решение об отмене парижской FIAC), и составитель отчета экономист Клэр Макэндрю сомневается в том, что им удастся восстановиться в 2021 году.

Как показал опрос 795 галерей, специализирующихся на модернизме и современном искусстве, 91% дилеров уверен, что во второй половине 2020 года продажи не улучшатся. Более того, только треть из них ожидают повышения продаж в 2021 году. Макэндрю отмечает, что большинство коллекционеров планируют снова начать посещать художественные мероприятия в других городах и странах не раньше второй половины 2021 года.

Наперекор тенденции идут лишь немногие смельчаки: в России прошла Cosmoscow, а лондонская ярмарка современного африканского искусства «1:54» по-прежнему готовится к работе в октябре. Отчет Art Basel и UBS показал, что, даже несмотря на попытки ученых как можно скорее разработать вакцину от COVID-19, в следующем году дилеры собираются сократить свое участие в ярмарках. В среднем этот показатель снизится с четырех ярмарок в 2019-м до трех в 2021 году. Галереи с оборотом $10 млн и выше говорят, что планируют ограничиться четырьмя ярмарками вместо обычных семи.

В 2019 году ярмарки служили основным источником дохода галерей, обеспечивая почти половину их продаж (46%). В то же время с ними было связано 29% расходов, что больше трат на аренду помещений и зарплаты. Макэндрю рассказывает, что дилеры все чаще ищут альтернативы ярмаркам, предпочитая им, например, галерейные уик-энды. «Дилеры хотят, чтобы была программа, были ужины и мероприятия, которые обычно сопровождают ярмарку, но не было единой торговой площадки. Галерейные уик-энды позволяют организовать все это с соблюдением социальной дистанции», — объясняет она. В качестве успешного примера можно привести ярмарку Chart, которая обычно проходит в Копенгагене. В августе она состоялась в «децентрализованном формате» в галереях, расположенных в пяти скандинавских столицах.

По словам Макэндрю, значительные изменения произошли и в онлайн-продажах, хотя четверть опрошенных заявили, что не продали в этом году через интернет ни одной вещи. Онлайн-продажи выросли с 10% в 2019 году до 37% в первой половине 2020 года. Большая часть продаж прошла через сайты галерей и, хоть и в меньших объемах, через сторонние платформы, в том числе через набирающие популярность виртуальные демонстрационные залы, заменившие в этом году ярмарки.

Неудивительно, что коллекционеры-«миллениалы», составляющие около половины опрошенных собирателей искусства, признаются, что им комфортнее покупать дорогие произведения в Сети: 16% приобретают таким образом вещи дороже $1 млн. Почти треть коллекционеров (32%) купили хотя бы одну работу через Instagram.

Художественным ярмаркам тоже нужно как-то выживать. Первой фиксированную плату в размере $5 тыс. за участие в ее виртуальном демонстрационном зале ввела Art Basel. Директор Art Basel Марк Шпиглер говорит, что монетизация виртуальных демонстрационных залов не встретила «никакого сопротивления». Вместо привычной ярмарки в Базеле, что обычно проходит в начале июня, но в этот раз сперва была перенесена на сентябрь, а затем и вовсе отменена, 23 сентября начало работать виртуальное воплощение Art Basel с произведениями, созданными исключительно в 2020 году. Онлайн-версия ярмарки оказалась более камерной (100 галерей вместо 280) и продлилась всего 3 дня. «Это в меньшей степени попытка воспроизвести атмосферу ярмарки и в большей степени нечто среднее между поп-ап-магазином, аукционом и выбросом капсульной коллекции одежды», — объясняет Шпиглер.

Несмотря на отмену всех трех ярмарок в этом году, он не теряет оптимизма в отношении гонконгской Art Basel, запланированной на март 2021 года, и уверен, что самое главное — это наличие спроса. «От ситуации, когда многие говорили, зачастую довольно сильно преувеличивая, о ярмарочной усталости, мы пришли в точку, где все уже отчаянно хотят снова начать путешествовать и ходить на ярмарки», — замечает Шпиглер.

Как бы то ни было, экономические последствия пандемии, скорее всего, будут ощущаться не только в 2021 году, но и позже, а ее влияние на арт-рынок нам еще только предстоит оценить. «В зависимости от продолжительности различных фаз этого кризиса, а также от того, rакая будет предоставляться поддержка галереям и ярмаркам, в 2020 году мы можем увидеть как неожиданную стабильность, так и необратимые изменения в ландшафте знакомого нам художественного мира», — прогнозирует Клэр Макэндрю.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+