18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Важнейшее из искусств около важнейшей из трасс

№85
Материал из газеты

Близится к завершению реставрация знаменитого кинотеатра «Художественный». Он остается кинотеатром

Общественное внимание сфокусировалось на «Художественном» в конце 2019 года, когда прохожие заметили, как у кинотеатра ломают стены. Поднялся страшный шум: старейший кинотеатр России, построенный аж в 1909 году, — и его сносят?! Хотя к тому моменту здание уже несколько лет стояло c поврежденной крышей и операции на стенах вряд могли этому архитектурному трупу навредить. И даже наоборот, именно тогда начиналась битва за его реальное возрождение.

Первое здание, построенное архитектором Николаем Благовещенским, было похоже на дворец в стиле модерн с асимметричным фасадом и высокой аркой-входом. Именовалось оно по фамилии владельца «Синематографом Брокша». Внутри располагались фойе с фонтаном и зал на 400 человек. Через четыре года недвижимость перекупил видный кинопродюсер Александр Ханжонков. Он же пригласил выдающегося архитектора Федора Шехтеля, чтобы кинотеатр расширить. На фасаде на смену плавным линиям модерна пришла жесткая графика неоклассики. Были сделаны два симметричных входа, над ними разместились монументальные барельефы в античном духе. В зале надстроили второй этаж и боковые ложи и увеличили количество мест до 900 — абсолютный рекорд для тогдашней Москвы. В кинотеатре было паровое отопление, на мраморных лестницах стояли кадки с пальмами, бархат обивок в ложах приглушал эхо.

Почти полвека (до строительства кинотеатра «Россия» в 1961 году) «Художественный» считался главным кинозалом столицы. Здесь проходили премьеры «Броненосца „Потемкин“» (1926) и первого отечественного цветного кинофильма «Груня Корнакова» (1936). В 1955-м именно в «Художественном» был смонтирован первый широкий экран — его длина достигала 14 м.

В годы войны кинотеатр чудом остался цел, хотя здания рядом с ним пали жертвами бомбардировок. Кардинально ситуация изменилась уже в послевоенное время, с появлением Нового Арбата (тогда — проспекта Калинина) и тотальной перепланировкой района в начале 1960-х годов. Кинотеатр тоже хотели снести, но его отстояла общественность. Впрочем, если раньше «Художественный» располагался в центре исторического города с плотной застройкой, если в 1920–1930-е рядом с ним гудел огромный Арбатский рынок, то начиная с 1960-х его локацию определяли как точку на правительственной трассе, единственное место на ней, где государственный кортеж сбавляет скорость.

В 1980-е мировая система кинодистрибуции пережила кризис, связанный с возникновением видеосалонов и необходимостью с ними конкурировать. В результате структура кинотеатров радикально изменилась: вместо одного большого зала в них начали делать дюжину маленьких, добавились звук Dolby и магазины с попкорном и пепси — все, что мы знаем сегодня. Переделать «Художественный» по этой модели было чрезвычайно сложно.

В 1990-е в здании располагались казино и игровые автоматы, хотя кинопоказы тоже не прекращались. Упор делали на артхаусное и редкое фестивальное кино. Преимуществом места считались дешевые билеты, недостатком — советский дух и минимальный сервис.

В 2010-м здание попало в список Мосгорнаследия на капитальный ремонт, который реально начался только в 2014-м. Первый генподрядчик — компания «Сианстрой» — обанкротился. Новую смету утвердили в 2016-м, с 314 млн руб. бюджет увеличился до 870 млн. Ответственным за стройку стал Александр Мамут и его АО «Пионер». Но и им не удалось уложиться в деньги и сроки. Не в последнюю очередь из-за правительственной трассы. На расчистке объекта нельзя было использовать большую технику, поэтому весь мусор убирали и загружали в машины вручную в течение пяти месяцев. В 2017-м к проекту присоединился Роман Абрамович, и бюджет реставрации вырос до 1,5 млрд руб.

В 2020-м стройка наконец закипела. Укрепили фундамент и стены, заменили металлические фермы, на которых держались крыша и потолок зрительного зала (две фермы оставили старыми и сейчас их предъявляют как музейные экспонаты), проложили новые инженерные сети, добавили звук Dolby Atmos, а также свет и звук для живых концертов. По чертежам Шехтеля восстановили фойе с окном и фонтаном, кессонированный потолок в зале, тысячи лепных деталей снаружи и в интерьерах. На фасады вернулись колесницы Гелиоса и Сирены. Участники проекта гордятся тем, что не только восстановили здание, но и оставили ему прежнюю функцию.

В результате мы получим стильный, удобный, современный кинотеатр с историей, общей площадью 2,6 тыс. кв. м, с тремя малыми залами и одним большим на 450 человек. Программным директором «Художественного» уже стал кинокритик и куратор Стас Тыркин из «Гоголь-центра», ивент-директором — Галарина Долговых из Strelka Film Festival, управляющим директором — Варвара Мельникова из «Афиши». Понадеемся, что пешеходный Арбат и две станции метро обеспечат кинотеатру приток посетителей. И пассажиры правительственного кортежа, проезжая мимо, наверняка будут довольны.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+