18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Новая этика» добралась до фотографии

№85
Материал из газеты

Преподаватели британских университетов размышляют, исключать ли из программы признанных мэтров, запятнавших свою репутацию, а агентство Magnum вынуждено пересмотреть архив

Наследие и будущее легенд фотографии, включая знаменитого британского фотодокументалиста Мартина Парра и самое известное агентство Magnum Photos, под угрозой. Поводом для скандала стали архивные кадры, которые были объявлены расистскими, женоненавистническими и, возможно, связанными с эксплуатацией детей. «Ящик Пандоры открыт, — констатировал Пол Халлидей, преподаватель истории фотографии в Голдсмитском колледже в Лондоне. — Это критический момент, который покажет, сможет ли фотография сохранить статус-кво».

Британское фотосообщество не миновал каток набирающей обороты тенденции, известной как «культура отмены», или «новая этика». Мнения в социальных сетях стали настолько значимой силой, что могут задавать нормы поведения в фотоиндустрии. «Культура отмены зиждется на массовой истерии, — считает Халлидей. — Но мы не беснующаяся толпа, которая рыщет, какие бы еще книги сжечь на костре. Еще совсем недавно во имя искусства фотографам сходили с рук ужасные вещи. Но, если снимок потенциально подталкивает к жестокому обращению с детьми или уязвимыми людьми, если фотографию используют для дегуманизации людей, сравнивая их с обезьянами, тогда те, у кого есть хоть какие-то моральные устои, должны бросить вызов власть имущим и, если необходимо, доказать свою правоту кулаками».

Известные фотографы, попросив не называть их имен из-за боязни травли в соцсетях, пожаловались на то, что «беспощадная толпа», которая с удовольствием публично линчует, реагирует на любое несогласие потоком обвинений и совершенно слепа к нюансам, быстро завоевывает право голоса и в этом искусстве. Ее влияние демонстрирует то, что некоторые ведущие британские школы фотографии (Голдсмитский колледж, Лондонский колледж коммуникаций и Брайтонский университет) обсуждают возможность исключения из учебных программ работ Мартина Парра или же использования его в качестве примера порочной практики.

Скандал разгорелся из-за двух книг, которые Парр активно продвигал. Это переиздание 2017 года альбома 1969 года «Лондон» итальянского фотографа Джана Буттурини и «Ожидание» 2015 года испанского фотографа Чемы Сальванса. Под давлением пользователей соцсетей Парр признал, что книга Буттурини, в которой портрет чернокожей женщины соседствует с кадром гориллы в клетке, является расистской, но отметил, что изначально не замечал такого подтекста. После извинений ему пришлось отказаться от должности арт-директора Бристольского фотофестиваля.

«Но разве не странно, что никто не ставит под сомнение трактовку этого навязываемого мнения? — восклицает фотограф Дэмион Бергер. — Подавляющее большинство этих комментаторов считают само собой разумеющимся, что такое сочетание кадров — иллюстрация расистской точки зрения: якобы с черными нужно обращаться как с животными. Но почему-то не рассматривается другое возможное толкование: общество обращается с чернокожими как с животными, и процент заключенных среди них больше». Критике подвергся и альбом Сальванса «Ожидание», к которому Парр написал предисловие. В нем есть серия кадров с испанскими секс-работницами. Они были сняты на расстоянии камерой с длинным объективом: Сальванс притворился геодезистом. В предисловии Парр написал: «Проститутки обычно просят их не фотографировать, и, для того чтобы поймать моделей в объектив, Сальванс пошел на самый изощренный обман». Комментируя ситуацию The Art Newspaper, Парр признал неуместным использование слова «проститутка». Однако в свою защиту добавил: «На протяжении всей истории фотографии мастера старались сделать видимым то, что порой скрыто, используя множество средств для достижения этих целей. Критерии допустимого постоянно меняются, поэтому важно, чтобы концепты согласия и уязвимости должным образом обсуждались в контексте современных реалий».

Скандал, запятнавший репутацию Парра, — это лишь верхушка айсберга. Культовое фотоагентство Magnum, одним из членов которого он является, тоже попало под обстрел общественных активистов. В онлайн-архиве агентства, выложенном в Сеть, есть кадры с детьми, которые могли быть жертвами работорговли или сексуального насилия, а также серия американского фотографа Дэвида Алана Харви «Tаиланд. Бангкок. 1989. Tайские проститутки».

«Тот факт, что даже Magnum спокойно зарабатывает на снимках, которые в лучшем случае сомнительны, а в худшем — глубоко неэтичны, должен насторожить любого преподавателя, — говорит Халлидей. — Некоторые фотографии, выложенные Magnum в свободный доступ, просто возмутительны». В ответ агентство объявило о «тщательном процессе пересмотра архива с учетом юридических, этических и исторических последствий». Magnum на время отказалось от услуг Дэвида Алана Харви до завершения официального расследования.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+