18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Instagram 10 лет: как приложение совершило переворот на арт-рынке

Instagram, который называют «новым большим арт-дилером», часто используется для привлечения внимания к торгам и помогает художникам и галереям продвигать свой бренд на международном уровне

Instagram, который запустили десять лет назад, изменил правила игры во множестве индустрий. Но как приложению удалось произвести переворот на арт-рынке, беззаветно преданном традиционным структурам и иерархиям?

По данным на 1 января 2020 года, Instagram ежемесячно привлекал почти миллиард пользователей, уступая в западном секторе социальных сетей лишь Facebook (2,6 млрд). Однако, согласно составленному Hiscox отчету о состоянии онлайн-торговли искусством за 2019 год, Instagram обошел Facebook и стал самым популярным в художественном мире каналом; подавляющее большинство респондентов ответили, что предпочитают использовать именно Instagram для того, чтобы знакомиться с новым искусством, подписываться на художников, следить за трендами и, в конце концов, находить работы, которые они хотят купить.

Легко понять, почему Instagram называют «новым большим арт-дилером»; аудитория в миллиард человек — это гораздо больше, чем то, о чем могут мечтать Christie’s, Sotheby’s или любая из галерей. Но Instagram предполагает скорее просмотр — или даже невнимательное проматывание, — чем покупки: он эффективнее всего в качестве «рекламного инструмента, помогающего пробудить интерес к торгам и другим событиям офлайн», — говорится в совместном отчете UBS и Art Basel о состоянии мирового рынка искусства. Это никоим образом не умаляет роли Instagram на арт-рынке: возможность говорить с заинтересованными людьми напрямую, в удобном и визуально эффектном формате дает как художникам, так и небольшим галереям и арт-консультантам возможность развивать свой бренд на международном уровне в один клик, не дожидаясь одобрения светил индустрии.

Но главная сила платформы заключается в культуре селебрити и инфлюенсеров. Искусство всегда было связано с богатством и роскошью, и Instagram подливает масла в этот огонь: так, в 2015 году актер Пирс Броснан выложил селфи с шезлонгом, выставленным на торги на Phillips; после этого арт-объект побил аукционный рекорд в категории предметов дизайна.

Instagram позволяет технологически подкованным художникам добиваться славы самостоятельно, продавать произведения на своих условиях и напрямую общаться с поклонниками и коллекционерами. Кого-то это избавило от нужды в посреднике — арт-дилере. В других случаях круг подписчиков художников может привлечь к ним интерес галерей, которые предлагают им сотрудничество и таким образом также получают доступ к их подписчикам. Канадская художница пакистанского происхождения Мария Камар (@hatecopy) собрала большую базу поклонников (около 200 тыс. человек), и в результате нью-йоркская Richard Taittinger Gallery пригласила ее в свой пул.

Так покупают ли люди в Instagram? Согласно отчету UBS и Art Basel, 61% опрошенных крупных коллекционеров сказали, что покупали искусство, выставлявшееся в приложении; в отчете Hiscox этот показатель достигает 75%. Никто не знает, что принесет следующее десятилетие, но на сегодняшний день, как говорится в заключении отчета UBS и Art Basel, сила Instagram — в его способности привлекать коллекционеров и формировать предпочтения. Но в том, что касается заключения реальных сделок, его эффективность ограниченна.

Впрочем, изменения, происходящие на арт-рынке под влиянием Instagram, не ограничиваются финансовыми аспектами. Платформу широко используют активисты, сообщающие о случаях расизма и сексизма, чтобы искоренить неэтичное поведение внутри индустрии.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+