18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Франция не спешит отдавать Африке ее наследие

№85
Материал из газеты

Законопроект, регламентирующий возвращение культурных ценностей Бенину и Сенегалу, пока далек от воплощения решительных намерений, высказанных в 2018 году

По словам правовых экспертов, законопроект, представленный на рассмотрение французскому правительству минувшим летом, затрагивает проблему репатриации объектов культурного наследия, вывезенных из бывших африканских колоний Франции. Этот документ, который является первым юридическим шагом по пути к выполнению обещания Эмманюэля Макрона вернуть африканские сокровища, возник почти через три года после выступления французского президента перед студентами в университете столицы Буркина-Фасо Уагадугу. Пока речь идет только о возвращении 26 артефактов Бенину и 1 меча Сенегалу.

Закон, обязывающий Францию вернуть артефакты на их родину в течение года, необходим для того, чтобы обойти правовой принцип XVI века, согласно которому экспонаты в коллекциях государственных музеев страны считаются «неотчуждаемыми». Но в документе, как говорит эксперт по вопросам культурного наследия Мари Корню из Французского национального центра научных исследований, «по-прежнему рассматривается лишь ряд объектов, в итоге никаких особых изменений прежние процедуры не претерпели».

Недавно Франция уже принимала подобные законы, чтобы обойти принцип неотчуждаемости при репатриации человеческих останков, — тогда речь шла о черепах 24 алжирских борцов за независимость, которые демонстрировались в Музее человека в Париже. Каждый отдельный случай требует одобрения как правительства, так и парламента; это процесс, который растягивается на месяцы, если не на годы.

Между тем упомянутый выше меч уже выставляется в Музее черных цивилизаций в Сенегале, его предоставил парижский Музей армии. Меч принадлежал Омару Саиду Толлу, мусульманскому духовному лидеру, который боролся с французскими колонизаторами в 1850-х годах. В число же бенинских сокровищ, подлежащих реституции, входят антропоморфные статуи с династическими гербами, вывезенные французскими солдатами из дворцов города Абомей в 1892 году и подаренные их командующим предшественнику Музея на набережной Бранли в Париже, где они сейчас хранятся.

Согласно отчету Бенедикт Савой и Фелвина Сарра, составленному еще в 2018 году по поручению президента Макрона, в общей сложности во французских государственных коллекциях находится около 90 тыс. артефактов африканского происхождения, большинство из них принадлежит как раз Музею на набережной Бранли.

Эксперты предупреждают, что существующие правовые механизмы не приспособлены для того, чтобы справиться с рекомендованными объемами реституции, и призывают «разработать для ситуации совершенно новую процедуру». В частности, заключить ряд двусторонних соглашений с африканскими странами и утвердить процедуру репатриации, закрепленную во французском кодексе культурного наследия.

«Законопроект в его нынешнем виде далек от этого радикального решения», — говорит Александр Герман из Института искусства и права. «Что касается изъятия собственности из общественного достояния Франции, то тут реституция не должна быть масштабной или стремительной — напротив, процесс должен идти медленно, частично, осторожно, — написал недавно Герман в своем блоге. — Объекты, подлежащие возврату в будущем, следует каталогизировать, и каждый раз, когда требуется реституция, нужно готовить соответствующий законопроект». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+