18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Центр Курехина показывает звезд медиаарта

В Центре Курехина открывается выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985–2000 годов»

Впервые в одном пространстве представлены экспонаты, рассказывающие историю зарождения и развития мультимедиаискусства Северной столицы от докомпьютерных времен до эпохи тотального интернета. Организатор выставки — Санкт-Петербургская Новая академия при поддержке городского комитета по культуре и в сотрудничестве с Центром современного искусства имени Сергея Курехина.

Как рассказала Анастасия Курехина, художественный руководитель ЦСИ, выставку давно ждали, особенно студенты, изучающие современное искусство, — теперь они смогут своими глазами увидеть легендарные арт-объекты, а выставочный каталог станет настоящим учебником по истории развития медиаарта в России.

«Эта выставка — эпохальная исследовательская работа, которую проделала известный петербургский художник Ольга Тобрелутс, — говорит Анастасия Курехина. — Она собрала и привезла в Петербург арт-объекты из разных городов России и из других стран, даже работы — предвестники медиаискусства, в том числе абстракции, начиная с первых лет 1980-х годов, а некоторые из этих экспонатов были созданы еще в конце 1970-х. Считается, что это искусство молодое, но в нем уже определились художественные принципы, направления и взгляды. Исторические и технологические процессы с каждым годом ускоряются, и иногда сложно понять, что стоит сохранять, а что нет, но уже точно не требуется ждать 200 лет, чтобы подтвердить значимость художника и его творчества. И самое интересное — проследить истоки развития современного искусства. Ольга Тобрелутс очень четко представляет их».

Предметы на выставке собраны в единую экспозицию по хронологическому принципу и систематизированы по направлениям, детально представляя весь процесс перехода от аналоговых носителей к цифровым, от параллельного кино режиссеров андерграунда до веб-арта и экспериментов с медийными пространствами первых лет XXI века.

Ленинград середины 1980-х — начала 1990-х стал местом рождения мощного независимого, «параллельного» кино, здесь возникли и развивались самые авангардные художественные направления. Имена тех художников и названия групп уже стали классикой российского современного искусства. Это и созданная в 1982 году лидером ленинградского художественного андерграунда Тимуром Новиковым группа «Новые художники», и участники движения «Некрореализм», групп «Инженеры искусства», «Новые дикие», «Речники», «Новые тупые», АХЕ и многих других. Это были времена, когда сторонники «новых» становились художниками Ленинградского рок-клуба, участвовали в публичных выступлениях оркестра Сергея Курехина «Поп-механика», когда работы Тимура Новикова и Олега Котельникова отправлялись в США к Энди Уорхолу, а он в ответ слал в подарок неизвестным ленинградским художникам свои работы.

На выставке в ЦСИ имени Курехина представлены произведения пионеров медиаарта — фильмы, коллажи и инсталляции Людмилы Беловой, Владимира Захарова, Беллы Матвеевой, Константина Митенева, Тимура Новикова, Дмитрия Пиликина, Ольги Тобрелутс, Сергея Шутова и многих других. Здесь можно проследить, как с массовым распространением компьютеров и доступного интернета, еще не превратившегося в коммерческое пространство, менялись физические и ментальные границы мира и сознания; как ленинградские художники становились первооткрывателями территорий и направлений; как изменялись приемы и методы работы от аналоговых к компьютерным — от вырезанных и смонтированных вручную аппликационных коллажей «Инженеров искусства» до первых компьютерных анимаций Тимура Новикова и Сергея Шутова, музыкальных клипов Андрюса Венцловы и «Новых композиторов».

Центр современного искусства им. Сергея Курехина
История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985–2000 годов
22 октября — 22 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+