18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Человек, которому доверял Фаберже

№85
Материал из газеты

Каталог выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которая проходит в Музеях Кремля, основательно вписывает в историю отечественного искусства еще одну немецкую фамилию

Выставка, посвященная сотрудничеству фирмы Карла Фаберже с мастером эмали Федором Рюкертом, должна была открыться в Музеях Московского Кремля несколько месяцев назад, но вернисаж был сдвинут из-за карантина (актуальные даты работы выставки: 9 октября 2020 года — 20 января 2021 года). Зато из печати успел выйти объемистый каталог (400 страниц, 2,5 кг веса), который станет хорошим подспорьем специалистам — тем более что в книгу включено 490 экспонатов, а на реальную выставку из-за того же «локдауна» в итоге доехало не все изначально запланированное.

Главный герой проекта — Федор Рюкерт (1851–1918), чье имя, как доказывает издание, не зря поставлено рядом с Фаберже. Его московская мастерская специализировалась на эмалях: и создавала самостоятельные произведения, и приглашалась другими фирмами для «наведения лоска». Помимо Фаберже, мастера Рюкерта украшали эмалями продукцию многих других ювелирных компаний начала ХХ века.

Открытие Рюкерта оказывается удивительной историей. Еще совсем недавно он не был известен практически никому, первая статья о нем вышла в каталоге американской выставки в 2000 году. Всего за 20 лет наследие Рюкерта приобрело зримые очертания: государственные музеи принялись атрибутировать его произведения в своих фондах, а частные коллекционеры — охотиться за ними на аукционах. Сегодня Рюкерт — одно из самых заманчивых имен на рынке. Например, в 2018 году на аукционе Sotheby’s шкатулка, украшенная эмалью с копией «Боярской свадьбы» Константина Маковского, была продана за £466 тыс. (при эстимейте £150–200 тыс.). Литература же по Рюкерту пока бедна — упомянем лишь каталог «Федор Рюкерт & Карл Фаберже» 2018 года, посвященный коллекции Михаила Ревякина и составленный искусствоведом Татьяной Мунтян.

В каталоге кремлевской выставки, также составленном Мунтян, в итоге оказалось 300 предметов, украшенных эмалями Рюкерта, и небольшая (увы!) вводная статья с обзором творчества мастера. Помимо государственных музеев, вещи для публикации предоставили полтора десятка частных коллекционеров начиная с Давида Якобашвили и Александра Дадиани. Ковши, солонки, блюда, шкатулки и плакетки с яркими эмалями — настоящее пиршество для глаз. Крупные поверхности часто украшены копиями картин работавших в «русском стиле» Виктора Васнецова и Сергея Соломко; более мелкие предметы рябят красочным многоцветьем, в котором искусствоведы находят не только ориентацию на русский XVII век, но и внимательное изучение того, что на рубеже XIX–XX веков в Вене делал с орнаментами Густав Климт.

Два других раздела каталога несут вспомогательную функцию. В одном представлено 40 предметов, созданных лучшими мастерами фирмы Фаберже Михаилом Перхиным и Юлием Раппопортом. Были отобраны предметы, украшенные в той же технике эмали, которая была одним из главных инструментов неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Характерно, что среди всех императорских яиц Фаберже только два выполнены в неорусском стиле — и оба как раз в технике эмали по скани в сочетании с гильоше-эмалью («Московский Кремль» и «Транссибирская магистраль»). Еще один раздел каталога — около 150 предметов — показывает эмальерное творчество прочих русских фирм, фабрик, мастерских и артелей того периода, а также студентов Строгановского училища, обучавшихся этому ремеслу. Здесь представлены такие имена, как Антип Кузьмичев, Орест Курлюков, Федор Лорие, Павел Овчинников, Мария Семенова, Иван Хлебников. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+