18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Размежеваться и окрепнуть

№85
Материал из газеты

Экспертная комиссия предложила правительству Германии ликвидировать Фонд прусского культурного наследия — крупнейшее в стране художественное объединение. Президент фонда согласен с необходимостью реформ, но обвинения в адрес институции отвергает

По мнению комиссии уполномоченных консультантов при правительстве Германии, крупнейший работодатель страны в сфере искусства «не справляется со своими обязанностями». Входящие в Фонд прусского культурного наследия (SPK) институции, в том числе 15 берлинских государственных музеев, «рискуют не угнаться за современными тенденциями», заявили эксперты в своем недавнем докладе. Документ содержит требования кардинальной перестройки системы, в том числе ликвидации фонда.

Справка

Фонд прусского культурного наследия

SPK был основан в 1957 году для сохранения значимых произведений искусства в Западном Берлине. После падения Берлинской стены в 1989 году его основной функцией стало объединение коллекций Восточной и Западной Германии и формирование музейного ландшафта города. Организация ведет ряд крупных проектов, в частности реконструкцию Музейного острова. Сейчас на реконструкции находятся Пергамский музей и Новая национальная галерея, а в 2021 году должно начаться строительство музея искусства XX века по проекту архитектурного бюро Herzog & de Meuron.

Еще…

Президент SPK Герман Парцингер вот уже 13 лет возглавляет расположенный в Берлине культурный конгломерат, в состав которого входят Новая национальная галерея, Пергамский музей, Музей современности, а также Иберо-американский институт, Тайный государственный архив Пруссии и Берлинская государственная библиотека. И он, кажется, не сильно обеспокоен радикальными итогами отчета. «В отчете содержатся важные рекомендации, — говорит Парцингер. — Возможно, не обязательно стремиться выполнить их все, но есть несколько очень точных наблюдений, которые надо принять к сведению».

Аудит был проведен по запросу министра культуры Германии Моники Грюттерс экспертами из научного консультативного органа Германии. Грюттерс с энтузиазмом приняла предложения, назвав их перспективными, и отметила, что соберет команду для разработки законопроекта и поиска политического консенсуса.

По словам государственных советников по вопросам культуры, фонд, в котором числится 1,9 тыс. работников, «страдает от многоуровневой иерархии и размытых процедур принятия решений, которые позволяют перекладывать обязанности, растягивая во времени рабочие процессы и снижая их прозрачность». Комиссия предложила отделить от фонда Иберо-американский институт, архив и библиотеку, сделав их независимыми. Также в правительстве выступают за слияние Берлинских государственных музеев с SPK.

«Отдельные учреждения нуждаются в большей автономии, им стоит завести собственный бюджет, — соглашается Парцингер. — Вопрос в том, действительно ли мы хотим превратить одно большое учреждение в четыре. Мне эта идея кажется трудно осуществимой. Я считаю, что фонд нужно оставить, хотя, конечно, ему следует радикально измениться».

После публикации доклада комиссии директора берлинских музеев написали открытое письмо с требованием предоставить им право принимать активное участие в проведении реформ. По их словам, излишняя бюрократия и иерархия «препятствуют быстрой реакции на актуальные вопросы и пожелания публики»; им не хватает финансирования и полномочий для принятия решений. Директора считают, что подобные ограничения «в долгосрочной перспективе калечат музеи». Парцингер уверяет, что понимает их озабоченность, и считает, что бюрократизм отчасти обусловлен решением 1990-х годов о централизации бюджетов и кадрового обеспечения.

Возможно, одна из причин хладнокровия Парцингера — удовлетворение тем, что на проблемы финансирования и кадров SPK наконец-то обратили внимание. Он отмечает, что на момент воссоединения Германии в фонде работало 3,5 тыс. человек, что почти вдвое превышает нынешнее число сотрудников. «Проблемы колониального наследия, исследование провенанса, образовательные и коммуникационные задачи, оцифровка произведений искусства — объем работ по всем этим направлениям заметно вырос, — констатирует Парцингер, — но банально не хватает кадров».

Операционный бюджет фонда в 2019 году составил чуть более €357 млн. Ключевым препятствием, указанным в отчете, является неспособность Берлина выделить средства в необходимом объеме. Поскольку финансовая поддержка федерального правительства зависит от одобрения города, деньги часто блокируются, и фонд вынужден обходиться без них. Кроме того, по словам президента SPK, ежегодный бюджет выставок в размере €4 млн, который формируется из доходов музеев от продажи билетов, недостаточен. «Выставки — основной способ для музея заявить о себе», — поясняет он.

Парцингер уже объявил, что уйдет на пенсию в 2025 году, но заключительная глава его карьеры будет посвящена переосмыслению подведомственной ему организации. «Мы хотим решать проблемы по мере их поступления, — говорит он. — Моя цель — довести начатое до конца и передать дела достойному преемнику». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+