По мнению комиссии уполномоченных консультантов при правительстве Германии, крупнейший работодатель страны в сфере искусства «не справляется со своими обязанностями». Входящие в Фонд прусского культурного наследия (SPK) институции, в том числе 15 берлинских государственных музеев, «рискуют не угнаться за современными тенденциями», заявили эксперты в своем недавнем докладе. Документ содержит требования кардинальной перестройки системы, в том числе ликвидации фонда.
Фонд прусского культурного наследия
SPK был основан в 1957 году для сохранения значимых произведений искусства в Западном Берлине. После падения Берлинской стены в 1989 году его основной функцией стало объединение коллекций Восточной и Западной Германии и формирование музейного ландшафта города. Организация ведет ряд крупных проектов, в частности реконструкцию Музейного острова. Сейчас на реконструкции находятся Пергамский музей и Новая национальная галерея, а в 2021 году должно начаться строительство музея искусства XX века по проекту архитектурного бюро Herzog & de Meuron.
Президент SPK Герман Парцингер вот уже 13 лет возглавляет расположенный в Берлине культурный конгломерат, в состав которого входят Новая национальная галерея, Пергамский музей, Музей современности, а также Иберо-американский институт, Тайный государственный архив Пруссии и Берлинская государственная библиотека. И он, кажется, не сильно обеспокоен радикальными итогами отчета. «В отчете содержатся важные рекомендации, — говорит Парцингер. — Возможно, не обязательно стремиться выполнить их все, но есть несколько очень точных наблюдений, которые надо принять к сведению».
Аудит был проведен по запросу министра культуры Германии Моники Грюттерс экспертами из научного консультативного органа Германии. Грюттерс с энтузиазмом приняла предложения, назвав их перспективными, и отметила, что соберет команду для разработки законопроекта и поиска политического консенсуса.
По словам государственных советников по вопросам культуры, фонд, в котором числится 1,9 тыс. работников, «страдает от многоуровневой иерархии и размытых процедур принятия решений, которые позволяют перекладывать обязанности, растягивая во времени рабочие процессы и снижая их прозрачность». Комиссия предложила отделить от фонда Иберо-американский институт, архив и библиотеку, сделав их независимыми. Также в правительстве выступают за слияние Берлинских государственных музеев с SPK.
«Отдельные учреждения нуждаются в большей автономии, им стоит завести собственный бюджет, — соглашается Парцингер. — Вопрос в том, действительно ли мы хотим превратить одно большое учреждение в четыре. Мне эта идея кажется трудно осуществимой. Я считаю, что фонд нужно оставить, хотя, конечно, ему следует радикально измениться».
После публикации доклада комиссии директора берлинских музеев написали открытое письмо с требованием предоставить им право принимать активное участие в проведении реформ. По их словам, излишняя бюрократия и иерархия «препятствуют быстрой реакции на актуальные вопросы и пожелания публики»; им не хватает финансирования и полномочий для принятия решений. Директора считают, что подобные ограничения «в долгосрочной перспективе калечат музеи». Парцингер уверяет, что понимает их озабоченность, и считает, что бюрократизм отчасти обусловлен решением 1990-х годов о централизации бюджетов и кадрового обеспечения.
Возможно, одна из причин хладнокровия Парцингера — удовлетворение тем, что на проблемы финансирования и кадров SPK наконец-то обратили внимание. Он отмечает, что на момент воссоединения Германии в фонде работало 3,5 тыс. человек, что почти вдвое превышает нынешнее число сотрудников. «Проблемы колониального наследия, исследование провенанса, образовательные и коммуникационные задачи, оцифровка произведений искусства — объем работ по всем этим направлениям заметно вырос, — констатирует Парцингер, — но банально не хватает кадров».
Операционный бюджет фонда в 2019 году составил чуть более €357 млн. Ключевым препятствием, указанным в отчете, является неспособность Берлина выделить средства в необходимом объеме. Поскольку финансовая поддержка федерального правительства зависит от одобрения города, деньги часто блокируются, и фонд вынужден обходиться без них. Кроме того, по словам президента SPK, ежегодный бюджет выставок в размере €4 млн, который формируется из доходов музеев от продажи билетов, недостаточен. «Выставки — основной способ для музея заявить о себе», — поясняет он.
Парцингер уже объявил, что уйдет на пенсию в 2025 году, но заключительная глава его карьеры будет посвящена переосмыслению подведомственной ему организации. «Мы хотим решать проблемы по мере их поступления, — говорит он. — Моя цель — довести начатое до конца и передать дела достойному преемнику».