18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Размежеваться и окрепнуть

№85
Материал из газеты

Экспертная комиссия предложила правительству Германии ликвидировать Фонд прусского культурного наследия — крупнейшее в стране художественное объединение. Президент фонда согласен с необходимостью реформ, но обвинения в адрес институции отвергает

По мнению комиссии уполномоченных консультантов при правительстве Германии, крупнейший работодатель страны в сфере искусства «не справляется со своими обязанностями». Входящие в Фонд прусского культурного наследия (SPK) институции, в том числе 15 берлинских государственных музеев, «рискуют не угнаться за современными тенденциями», заявили эксперты в своем недавнем докладе. Документ содержит требования кардинальной перестройки системы, в том числе ликвидации фонда.

Справка

Фонд прусского культурного наследия

SPK был основан в 1957 году для сохранения значимых произведений искусства в Западном Берлине. После падения Берлинской стены в 1989 году его основной функцией стало объединение коллекций Восточной и Западной Германии и формирование музейного ландшафта города. Организация ведет ряд крупных проектов, в частности реконструкцию Музейного острова. Сейчас на реконструкции находятся Пергамский музей и Новая национальная галерея, а в 2021 году должно начаться строительство музея искусства XX века по проекту архитектурного бюро Herzog & de Meuron.

Еще…

Президент SPK Герман Парцингер вот уже 13 лет возглавляет расположенный в Берлине культурный конгломерат, в состав которого входят Новая национальная галерея, Пергамский музей, Музей современности, а также Иберо-американский институт, Тайный государственный архив Пруссии и Берлинская государственная библиотека. И он, кажется, не сильно обеспокоен радикальными итогами отчета. «В отчете содержатся важные рекомендации, — говорит Парцингер. — Возможно, не обязательно стремиться выполнить их все, но есть несколько очень точных наблюдений, которые надо принять к сведению».

Аудит был проведен по запросу министра культуры Германии Моники Грюттерс экспертами из научного консультативного органа Германии. Грюттерс с энтузиазмом приняла предложения, назвав их перспективными, и отметила, что соберет команду для разработки законопроекта и поиска политического консенсуса.

По словам государственных советников по вопросам культуры, фонд, в котором числится 1,9 тыс. работников, «страдает от многоуровневой иерархии и размытых процедур принятия решений, которые позволяют перекладывать обязанности, растягивая во времени рабочие процессы и снижая их прозрачность». Комиссия предложила отделить от фонда Иберо-американский институт, архив и библиотеку, сделав их независимыми. Также в правительстве выступают за слияние Берлинских государственных музеев с SPK.

«Отдельные учреждения нуждаются в большей автономии, им стоит завести собственный бюджет, — соглашается Парцингер. — Вопрос в том, действительно ли мы хотим превратить одно большое учреждение в четыре. Мне эта идея кажется трудно осуществимой. Я считаю, что фонд нужно оставить, хотя, конечно, ему следует радикально измениться».

После публикации доклада комиссии директора берлинских музеев написали открытое письмо с требованием предоставить им право принимать активное участие в проведении реформ. По их словам, излишняя бюрократия и иерархия «препятствуют быстрой реакции на актуальные вопросы и пожелания публики»; им не хватает финансирования и полномочий для принятия решений. Директора считают, что подобные ограничения «в долгосрочной перспективе калечат музеи». Парцингер уверяет, что понимает их озабоченность, и считает, что бюрократизм отчасти обусловлен решением 1990-х годов о централизации бюджетов и кадрового обеспечения.

Возможно, одна из причин хладнокровия Парцингера — удовлетворение тем, что на проблемы финансирования и кадров SPK наконец-то обратили внимание. Он отмечает, что на момент воссоединения Германии в фонде работало 3,5 тыс. человек, что почти вдвое превышает нынешнее число сотрудников. «Проблемы колониального наследия, исследование провенанса, образовательные и коммуникационные задачи, оцифровка произведений искусства — объем работ по всем этим направлениям заметно вырос, — констатирует Парцингер, — но банально не хватает кадров».

Операционный бюджет фонда в 2019 году составил чуть более €357 млн. Ключевым препятствием, указанным в отчете, является неспособность Берлина выделить средства в необходимом объеме. Поскольку финансовая поддержка федерального правительства зависит от одобрения города, деньги часто блокируются, и фонд вынужден обходиться без них. Кроме того, по словам президента SPK, ежегодный бюджет выставок в размере €4 млн, который формируется из доходов музеев от продажи билетов, недостаточен. «Выставки — основной способ для музея заявить о себе», — поясняет он.

Парцингер уже объявил, что уйдет на пенсию в 2025 году, но заключительная глава его карьеры будет посвящена переосмыслению подведомственной ему организации. «Мы хотим решать проблемы по мере их поступления, — говорит он. — Моя цель — довести начатое до конца и передать дела достойному преемнику». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+