18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Абырвалг: рыбное дело в зеркале концептуалистов

В Центре Вознесенского открылся специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», посвященный современной интерпретации эстетики московского концептуализма

Это выставка необычного жанра — «реконструкция реконструкции». Молодые художники, студенты и преподаватели Института современного искусства «База», основанного художником Анатолием Осмоловским, представили свою интерпретацию «Закрытой рыбной выставки» 1990 года Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Классики московского концептуализма отмечают в этом году 30-летие совместной деятельности, на середину ноября намечено открытие их ретроспективы «Обратный отсчет» в Московском музее современного искусства. «Рыбная выставка» была их первой инсталляцией, воссоздававшей экспонаты советской выставки о рыбном хозяйстве, которая состоялась в Астрахани в 1935 году. Фокус в том, что от той исторической выставки не сохранилось ничего, кроме каталога с названиями работ, но без картинок. Что давало художникам возможность фантазировать. Молодое поколение взялось отделить фантазии от фактов и представить собственную версию рыбной выставки. О проекте рассказывают куратор Дмитрий Хворостов и художник Ян Гинзбург, автор идеи и художественный руководитель проекта.

Чем вас заинтересовал проект Елены Елагиной и Игоря Макаревича?

Дмитрий Хворостов: Когда мы посмотрели видеоэкскурсию, которую снял Иосиф Бакштейн по «Закрытой рыбной выставке» Елены и Игоря, мы просто офигели, поняли, что это шикарная выставка, культовая, мы были счастливы. Мы изучили кучу материалов, увидели, что и критиками она была очень интересно воспринята. Но тогда современным искусством не сильно интересовались, выставка была показана в небольшом кругу. Мы, реконструируя ту выставку, предлагаем ввести ее в контекст рассуждений об искусстве сегодняшнем. И одновременно это практическая часть нашей мастерской: подготовка, реконструкция объектов.

Как это происходило?

Д. Х.: Мы предложили художникам, участникам нашей мастерской, выбрать по одному из объектов с выставки Елагиной и Макаревича и попробовать сделать следующую реконструкцию. Изначально все объекты 1990 года Елена и Игорь сделали по каталогу, где не было иллюстраций. Они пользовались исключительно названиями и предлагали, как все это могло бы выглядеть. Лена и Игорь в 1990-м работали с текстом, извлекали из него или вкладывали в него образы. И тут важно отметить, что мы находимся в Центре Вознесенского — культурном центре, занимающемся, помимо прочего, вопросами языка, текста и поэзии. Это важный для нас контекст.  

Художники нашей мастерской изучали искусство Лены и Игоря, разбирались с контекстами 1930-х годов. Астраханский контекст, контекст рыбной промышленности вообще. В кое-каких работах, которые делали Игорь и Лена, они не до конца поняли, что значат отдельные термины, какие-то аббревиатуры. МРС — малый рыболовный сейнер, например. Художники нашей лаборатории разобрались в терминологии, и в новые конструкции уже включена, грубо говоря, вот эта «истина рыбной промышленности». Я это называю расширенной реконструкцией — попыткой включить в произведение много разных исследовательских контекстов, всплывающих в процессе. По результатам совместной работы вместе с участниками выставки мы создали художественную группу «Андертальцы».

А как вы выясняли, что значат эти термины?

Д. Х.: Многие задавались вопросом: а была ли выставка в 1935 году? Илья Петров изготовил стенд со сканами переписки, которую он вел с современными органами управления рыбной отраслью, спрашивая о том, нет ли в их архивах информации о «Закрытой рыбной выставке» в Астрахани. И вот выяснилось, что в архивах всех этих министерств нынешних, наследников Главрыбы, курировавшей ту астраханскую выставку, такой информации нет. То есть вся информация об этом событии находится только в поле эстетических процедур Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Они в 1990 году на самом деле создали эту «Рыбную выставку» для нас. Елена и Игорь были рады, что мы проникли еще глубже и докопались как будто бы до реального. И я тогда ответил: «Лена, нет! Выставка 1935 года — это не реальное! Реальное — это выставка 1990 года, а 1935 год — это архивы, какие-то воспоминания, ностальгия, странные наши представления о том времени, и это омут».

Но вам все же удалось найти свидетельства выставки 1935 года?

Д. Х.: Да, у нас есть тому документальное подтверждение. На нашей выставке представлен офорт Зои Куликовой, участницы первой «Закрытой рыбной выставки» в Астрахани. Она главный художник, сделала больше всего работ. Это ее оригинальный офорт, созданный в 1936 году. Живописная работа, в масле, с таким же названием — «Приемный мотор в море» — была на первой «Рыбной выставке». Культурные комитеты при разных предприятиях организовывали такие мероприятия. Студент оканчивал художественный вуз, и ему предлагали подработку какую-то или практику. В 1935 году, естественно, социалистический императив. Нужно было сделать убедительную картинку и презентацию рыбного труда того времени. Мы сейчас раскопали архивы. Оказалось, Зою Куликову выгнали из ВХУТЕМАСа. Может быть, эта выставка была возможностью вернуться в профессию. Но мы все равно не знаем подоплеки.

Что еще получилось реконструировать документально?

Д. Х.: Например, работа Макса Новикова называется «Прорези». В 1990 году Елена и Игорь, когда открывали каталог старой выставки, смотрели и думали: ага, «Прорези» — и что же это такое? И в режиме своего буквализма они сделали два холста, зеленого и красного цвета, и порезали их а-ля Лучо Фонтана. Камень в огород модернистского канона. А Макс Новиков обнаружил, что в действительности, в рыбном контексте, так называются лодки, в которых установлены решетки, куда сбрасывается пойманная рыба. Максим нашел инженера 1930-х годов — изобретателя одного из вариантов прорезей, нашел его патент, эскизы и решил восстановить эту прорезь — ну, восстановить справедливость, грубо говоря. Что касается крыльев, которые тут присутствуют, то здесь налицо представление об эстетике модернизма как об эстетике решеток, об эстетике каркасов. Баухаус, структурность, скелетность. И здесь этот знак модернизма сохраняется. 

Ян, у вас на выставке целый зал с вашей инсталляцией. Чем это вам вообще все интересно как художнику? Не унижаете ли вы повторами свою индивидуальность?

Ян Гинзбург: Не вижу ничего в этом унизительного. Наоборот, мне кажется это благородным. За десять лет у меня сложился узнаваемый, индивидуальный почерк. Как сказал Илья Кабаков, на одного художника время накидывает одеяло, а с другого — срывает. Вот кого-то из художников я мягко укладываю, стелю постель, взбиваю перину, а с кого-то срываю одеяло. Каждый выстраивает вокруг себя интеллектуальную ширму согласно своим художественным задачам. Для меня «концептуализм» и «концептуальное» — это тема. В то же время это нечто очень московское, а я художник, родившийся в Москве. Мне было два года, когда Елагина и Макаревич сделали реконструкцию «Закрытой рыбной выставки». Готовя мою часть проекта, я представил художественное имя «Елагина и Макаревич» в образе алхимического андрогина. Я поработал с темой среднего рода и сделал из себя усредненного художника между Елагиной и Макаревичем. Мужское трансформируется в женское, женское — в мужское. Вся моя работа прошла в поле эстетики, а концептуальный аппарат пришелся на работу со студентами, и поэтому моя часть дана как бы в облегченном варианте. Я изолировался и предавался индивидуальному «галлюционированию», путешествуя по «Рыбным выставкам» в машине времени. Все остальные события прошли для меня незамеченными в этом году.

Вы считаете, что вы концептуалист или у вас есть какое-то другое название для вашей деятельности?

Я. Г.: Вот Андрей Викторович Монастырский назвал это экспонатизмом. Нашу выставку нужно рассматривать как произведение — не индивидуальное, а коллективное. В ней сложно выстроены отношения между общим и частным. Я считаю, что Елена и Игорь тоже участники нашего объединения, то есть не просто классики, а именно актуальные художники. Экспонатизм начался с «Закрытой рыбной выставки». Нашей с Дмитрием задачей было подтвердить эту гипотезу или опровергнуть. Мы допустили, что произведение искусства — это экспонаты, сделали абсурдным гипертрофированный этикетаж, то есть расставили новые акценты и приоритеты.

Объекты мерцают в позиции между краеведческим музеем и объектом искусства. Когда мы с Максимом Печерским поехали на полевые исследования в Астрахань, я воочию увидел, что краеведческий музей рыболовных промыслов в селе Оранжерейное — это один из вариантов «Закрытой рыбной выставки». Ощущение, как будто я посетил «Закрытую рыбную выставку» в музее МАНИ. Там были и путина, и МРС, и прорези — как все выглядит в реальности, в виде различных макетов, экспонатов. Это помогло мне внедрить этот дух в новое прочтение выставки.

А вот эта работа — «АБЫРВАЛГ», — она была уже у Елагиной и Макаревича? Или вы ее позаимствовали из «Собачьего сердца» Булгакова?

Я. Г.: Нет, это новая работа. Главрыба была организатором «Закрытой рыбной выставки». По каталогу это «Белуга». У Елагиной и Макаревича была «Белуга». Но их версия — это белуга Зои Куликовой, а эта белуга — Иванова. Я частично видоизменил работы художников, но и сделал кое-что свое. Например, реконструировал работы Строгановой А.П., которая прежде не фигурировала в проекте, так как была четвертым автором выставки 1935 года, но присоединилась к художникам к московской выставке, а не в Астрахани. Строганова А.П. — одно из моих альтер эго на выставке. Моя функция в искусстве как художника — это работа инженера, который проверяет: проводка работает, ток пошел, вода льется. Трубы нормально работают? Не протекают? Да, хорошо. Я проверяю коммуникации концептуализма, консервирую и сохраняю наследие. Прошло 30 лет — нужно проверить, все ли в порядке.

Ну и как оно работает сейчас?

Я. Г.: Мне нравится понятие «советское современное искусство», введенное Андреем Ерофеевым. Я исхожу из этой идеи. А все советское, как известно, неубиваемо. Сейчас мы смотрим на историю искусства не через соцреализм, а через соц-арт. Это шизоаналитическая сборка. Недостающие детали мы распечатаем на 3D-принтере, а искусственный интеллект восстановит работы художников «Закрытой рыбной выставки» по фотографии. Открылись новые перспективы и горизонты концептуализма, попробуем оживить труп искусства. Это интересная задача.


Центр Вознесенского 
Закрытая рыбная выставка. Реконструкция
До 22 ноября 

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+